«МК-Урал»: Максим Сусоев: Впереди у нас большое будущее
Накануне 10-летия ИАА «УралБизнесКонсалтинг» об итогах работы агентства и перспективах его развития рассказал директор агентства «Урал Бизнес Консалтинг», кандидат философских наук Максим Сусоев.
— Максим Владимирович, в этом году первое экономическое агентство Урала отмечает первый юбилей. Чего удалось достичь УрБК за эти 10 лет?
— За 10 лет работы было покорено множество вершин. Тогда, в 2000 году, было сложно даже представить, каким успешным окажется наш проект. Но первоначальный выбор — создать специализированное экономическое агентство — был верным, и сейчас мы видим его результаты.
Если говорить о главном, то за эти 10 лет ИАА «УралБизнесКонсалтинг» стало эталоном экономической журналистики на Урале, средством массовой информации, формирующим повестку дня в деловой сфере. Нам удалось создать с нуля и отточить до совершенства технологии сбора и обработки информации. И на сегодняшний день мы, без преувеличения, являемся лучшим экономическим агентством Уральского региона и, более того, по праву претендуем на звание лучшего регионального экономического агентства России.
Это не громкие слова, это констатация факта.
Более того, не побоюсь сказать, что именно мы во многом сформировали современное деловое информационное пространство на Урале. Когда мы только начинали свою деятельность, в большинстве крупных компаний и финансовых учреждений не было работающих пресс-служб. Наши запросы на предоставление информации повергали в шок и трепет отделы маркетинга. Часто в организации по нескольку дней не могли найти человека, способного ответить на наши вопросы. Своей работой мы стимулировали повышение уровня прозрачности регионального бизнеса, улучшали его системы коммуникаций с медиа и общественностью.
— В этом году агентство произвело смену формата. С чем это связано?
— Как говорил древнегреческий философ Гераклит, «панта рей, панта хорей» — «все течет, все изменяется». Этой максиме подчиняемся и мы.
Дело в том, что серьезные изменения произошли в самой аудитории российского Интернета и нашего сайта. Раньше главными нашими читателями были представители бизнеса, финансовые аналитики, экономические журналисты. И наш формат соответствовал их требованиям: агентство в «телеграфном стиле» писало максимально емкие, сжатые и «сухие» новости, очищенные от всяких субъективных оценок и литературных излишеств. Лента новостей была разбавлена столь же «сухими» аналитическими материалами, предназначенными в первую очередь для профессионалов.
Но за последние годы в Интернет пришли миллионы россиян. И десятки тысяч из них так или иначе интересуются экономической жизнью Урала. Но их интерес носит уже непрофессиональный, неакадемический характер. Чтобы удовлетворить их потребность в информации, мы добавили к своим традиционным новостным и аналитическим рубрикам новые, предназначенные для массового читателя. Так, на сайте агентства появились ежедневные статьи, материалы, авторские колонки, написанные в публицистическом ключе.
Сейчас сайт агентства представляет собой полноценную интернет-газету, в которой интересные материалы найдут для себя как любители экономической информации, так и профессионалы.
— Агентство «УралБизнесКонсалтинг» сегодня — это не только новостная лента? У вас есть и другие направления работы?
— Конечно, мы диверсифицируем наш бизнес. В рамках нашей организации существует PR-агентство широкого профиля. За 10 лет работы наши специалисты участвовали более чем в двухстах PR-кампаниях, причем не только политических, но и экономических. В нашем портфеле выполненных заказов есть и поддержка ребрендинга, и отражение информационных атак, и сопровождение сделок по слиянию-поглощению, и разоблачение строительных и финансовых пирамид. Агентство берется за задачи любой сложности — от написания текстов для корпоративного сайта до проведения кампаний по продвижению новых продуктов в масштабах страны.
Опыт и навыки работы в PR позволяют специалистам агентства решать такие задачи, как формирование имиджа компании, продукта или VIP-персоны; корректировка имиджа уже существующей структуры; формирование идеологии фирмы или бренда. Агентство осуществляет медиапланирование и размещение рекламы, организует событийные мероприятия, занимается дизайном и изготовлением рекламной продукции, разработкой и поддержанием интернет-сайтов.
Благодаря этому сегодня мы — единственное на Урале агентство, способное осуществить полное информационное обслуживание любого бизнеса.
— Как можно кратко охарактеризовать те услуги, которые «УралБизнесКонсалтинг» предлагает своим клиентам?
— Я предпочитаю использовать термин «управление репутацией».
Сегодня репутация, образ компании в глазах ее клиентов, контрагентов и конкурентов — это важный нематериальный актив, которым владеет любой бизнес. Стоимость и значение этого актива, как правило, недооценивают. А ведь часто именно он определяет успешность компании.
Особенно это важно в кризисных ситуациях. Так, острая фаза финансового кризиса осени 2008 года показала, что наиболее уязвимыми к последствиям паники на рынке оказались бизнесы с низкой или даже отрицательной репутацией. Им не верили, и потому они погибли.
Но репутация — очень непростой актив. Его особенность заключается в том, что он не является собственностью компании в полном смысле этого слова. В отличие от активов материальных, которыми можно управлять напрямую, на репутацию компания может влиять только косвенно. Реально ее формированием занимаются средства массовой информации, лидеры общественного мнения, иные медиа, вплоть до лавочных слухов. Получается, что ценный нематериальный актив компании оказывается в чужих руках.
Наша задача в этой ситуации — помочь нашим клиентам установить контроль над собственной репутацией. На рынке существуют компании, которые готовы управлять финансовыми средствами, недвижимостью, рисками. Мы выступаем как компания, которая помогает управлять репутацией.
— За счет чего удается достичь такого эффекта?
— В общем виде наша главная задача — это управление информационными потоками. В это понятие входит выбор и выстраивание систем коммуникации с целевыми аудиториями, организация работы с медиа, контроль над информационными поводами.
Если же говорить о конкретных техниках работы, то это наше ноу-хау. Тем более что никаких проторенных путей в области управления репутацией не существует. Каждый раз для каждого клиента необходимо выстраивать собственную уникальную стратегию.
— В последнее время все большее значение в распространении информации приобретают «нетрадиционные» интернет-медиа — блоги, форумы, социальные сети. Работает ли агентство с ними?
— Действительно, информационное пространство развивается, эволюционирует. Принципы web 2.0 формируют новую, децентрализованную среду коммуникации, лишенную привычных принципов субъект-объектной иерархичности. В ней каждый может выступить генератором информации, а принцип личной вовлеченности обеспечивает высокий уровень доверия к получаемой информации, превосходящий доверие традиционным СМИ.
Это новое информационное пространство, живущее по собственным законам, которое может и должно быть использовано для выстраивания бизнес-коммуникаций, как инструмент продвижения товаров и услуг, как способ управления репутацией. Компании, нацеленные в будущее, уже сегодня высоко оценивают его потенциал.
Но при этом необходимо помнить, что блогосфера требует особого подхода, основанного на принципах транспарентности, честности, открытости и прозрачности. Методы, традиционно использующиеся при работе со СМИ, в том числе — манипулятивные технологии, в блогосфере часто срабатывают только в минус. Примером может служить прямая реклама, которая обычно вызывает только отторжение.
Мы понимаем специфику коммуникаций с этой новой информационной средой. На протяжении многих лет мы сами встроены в эту систему, и за это время мы успели изучить принципы и законы ее работы. Еще несколько лет назад мы одними из первых в стране начали вести кампании в блогосфере. Сейчас у агентства есть портфель успешных проектов, уже реализованных или находящихся на стадии реализации. До последнего времени работа в блогах и социальных сетях была эксклюзивной услугой, сейчас мы готовы сделать ее обычным рыночным предложением, доступным всем нашим клиентам. Уже в ближайшее время мы презентуем проект по организации взаимодействия с блогами и социальными сетями.
— 10 лет для электронного СМИ — это много или мало?
— 10 лет — интересный возраст для информационного агентства. С одной стороны, для любого СМИ это пора зрелости. Агентство доказало свою жизнеспособность, правильность выбранной стратегии. Давно отстроены и налажены все информационные и бизнес-процессы.
С другой стороны, 10 лет — это время для смелых экспериментов. Надежный базис, заложенный за предыдущие годы работы, позволяет браться за все новые интересные проекты, реализовывать сложные и оригинальные идеи.
Уверен, что впереди у агентства — большое будущее. Впереди у нас еще много юбилеев.