«МК-Урал» и Григорий Грушин: 1500 голосов «против»
Форматом прошедшей 24 октября акции в поддержку осужденного руководителя нижнетагильского фонда «Город без наркотиков» Егора Бычкова была «гражданская инициатива». На митинге не было представлено ни одной организации, политической или общественной, но слово брали и депутаты, и чиновники, и общественники, и музыканты. И это мероприятие «нового формата» оказалось столь же резонансным, как и другие акции Леонида Волкова, Константина Киселева и Андрея Альшевских.
Об эффективности общественного мероприятия можно судить по реакции пресс-секретаря ГУВД Свердловской области Валерия Горелых. О воскресном митинге на площади Труда Горелых отозвался снисходительно: «Это гораздо меньше того числа, которое заявлялось, чего и следовало ожидать» (по официальным оценкам в мероприятии приняло участие около 500 человек, притом что заявлена была тысяча).
Между тем организаторы митинга имеют другую информацию.
— В ходе митинга было собрано около 1800 подписей под обращением к президенту и отдельно — около сотни обращений к прокурору области. По моему впечатлению, одновременно на месте собрания присутствовало не менее 1500 человек, — рассказал «МК-Урал» один из организаторов, депутат Гордумы Леонид Волков. По поводу же оценки Валерия Горелых собеседник «МК-Урал» заметил: «Очень жаль, что человек, получающий заработную плату из средств налогоплательщиков, расценивает свои обязанности именно таким образом». К слову, депутата поддержал и другой участник митинга, активист фонда «Город без наркотиков» Евгений Маленкин, которого, по его собственным словам, несколько покоробила завуалированная насмешка Валерия Горелых. Можно считать, что заявленных целей организаторы достигли — резонанс мероприятие получило широкий. Достаточно сказать, что в поддержку Егора Бычкова высказались и уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова («Невозможно справиться с наркоманией только одним гражданским обществом или только силами государства, даже если на это будут брошены все силовики. Сейчас мы видим, что диалога с властью нет»), и гитарист группы «Чайф» Владимир Бегунов.
Лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин рассказал, что поставил в известность о «деле Бычкова» высшее руководство страны, президент обещал разобраться. Депутат Облдумы Андрей Альшевских внес свою лепту визуально, опубликовав в блоге обширный фотоотчет с мероприятия. Известный правозащитник Кирилл Медвед_01 Форманчук публично заявил, что готов защищать интересы Егора Бычкова даже на уровне Европейского суда. Екатеринбургские «фондовцы» развернули на площади полевую кухню: все желающие могли подкрепиться кашей и горячим чаем.
Однако наиболее наглядно успех митинга иллюстрируется тысячами ленточек «Сила в правде» на автомобилях и одежде горожан.
«Все еще только начинается»
Накануне митинга в Екатеринбурге, в поддержку Егора Бычкова прошел митинг в Москве. Помимо поддержки уральцам одним из итогов московского мероприятия было также обращение от организации «Россия Молодая» в Госдуму с требованием разработать законопроект, регламентирующий принудительное лечение наркоманов.
Если подобный закон все же появится на свет — это будет, наверное, самая большая победа фонда «Город без наркотиков» и всех тех, кто заступился за Егора Бычкова. Потому что на уровне Екатеринбурга и Свердловской области реализовать какие-то инициативы значительно сложнее, нежели на уровне Федерации.
— На уровне Гордумы подобные вопросы не решить, — комментирует депутат ГД Леонид Волков. — В нашем городе попросту нет муниципальных программ по борьбе с наркотиками.
Однако в Свердловской области такие программы существуют, и лидер фракции КПРФ в Облдуме Андрей Альшевских заявил, что на ближайшем бюджетном слушании затребует информацию, что было сделано в этой сфере. «Интересно, что ответят Альшевских», — задумчиво отметил Волков.
Между тем, по словам Евгения Маленкина, во многих странах Европы принудительная госпитализация наркоманов практикуется — как альтернатива уголовному или административному наказанию. В качестве примера Маленкин рассказал, что в Швеции для принудительной реабилитации достаточно появления в общественном месте в состоянии наркотического опьянения.
— Наркоман должен быть признан недееспособным, — комментирует г-н Маленкин. — Ну, кто в здравом уме будет заниматься членовредительством? А наркомания — это и есть разрушение собственного организма.
По мнению г-на Маленкина, для старта внедрения процедуры принудительной реабилитации достаточно постановления правительства РФ. Однако сразу же возникнет проблема отсутствия системы государственной реабилитации и ресоциализации, так что простым «волевым решением» тут не обойтись — требуется длительная работа.
Подготовка к этой работе уже ведется. Как рассказал Евгений Маленкин «МК-Урал», уже достигнута предварительная договоренность с ФСКН о том, что Свердловская область станет «экспериментальной площадкой» для новых технологий борьбы с наркоманией.