Банки Екатеринбурга готовятся к борьбе за клиента
Следующий год обещает стать периодом настоящей войны за заемщика. Уральское банковское сообщество рассчитывает на пробуждение по-настоящему интересных клиентов и готовится бороться за них с помощью сервисных и финансовых инструментов. Обещают, что победит сильнейший.
Сегодня в Екатеринбурге состоялся традиционный круглый стол «Финансы: деньги для бизнеса», посвященный изменениям в финансовом секторе экономики.
По единодушному мнению практически всех участников круглого стола, в следующем году банки столкнутся с ситуацией острой нехватки платежеспособных заемщиков. При этом число самих кредитных учреждений за время кризиса существенно не изменилось: ушли с рынка некоторые малые кредитные организации, сменили собственников ряд региональных игроков.
«Спрос на банковские услуги будет иметь пологий тренд. С июня-июля, думаю, число заемщиков начнет расти, но, тем не менее, рынок будут определять именно клиенты, а не банки», — заявил представитель одного из банков Вячеслав Нестеров, добавив, что в прошлые годы решающее слово всегда было все же за банками.
Впрочем, гибкость политики, даже в условиях жесткой конкурентной борьбы, будет иметь свои пределы. Как бы ни был интересен и перспективен заемщик, демпинговать до бесконечности кредитные организации не могут и не будут. На подобные шаги способны только компании с государственным пакетом акций, каковых на рынке единицы. Остальным придется удивлять индивидуальным подходом, удобным сервисом и адекватностью персонала.
В ближайшие два года ожидается общий подъем рынка примерно на 15–30%. Строить такие прогнозы позволяет объем ликвидности, сформированный на рынке. При этом ставки по кредитам упали примерно на 20%, по малому бизнесу они снизились в два раза.
«Поэтому будет усилена конкуренция банков в борьбе именно за хороших клиентов», — единодушно отметили участники круглого стола.
Слово «хороший» оказалось для экспертов ключевым. По признанию генерального директора компании «Ураллизинг» Андрея Истомина, в период кризиса банки вели себя более чем жестко по отношению к своим заемщикам. В ситуации, когда те не были в состоянии погасить кредит полностью, но могли расплачиваться в случае перерасчета, банки нередко отказывались идти на попятную. У большинства финансистов подход был один — выплатить все и сейчас, хотя проблемы с ликвидностью были абсолютно у всех, в том числе и у банков.
Однако в более благополучные времена 2010 года представители банковского сообщества все еще не готовы становиться лояльнее к своим клиентам. Участники сегодняшнего круглого стола тактично ссылались на стандарты Центробанка и на жесткие требования рынка.
«Клиент с подпорченной репутацией не подходит по параметрам ЦБ. Поэтому с ним приходится брать резервирование, а это уже невыгодно нам», — отметил один из присутствующих.
При этом оживившийся рынок все-таки помогает подобным клиентам находить своего кредитора. С трудом закрыв один заем, компания обращается в другой банк, где вновь получает необходимые средства. В основном такую практику использует уже оживший малый бизнес и стабильный средний. А помогают ему в этом более гибкие региональные банки — в этом секторе они могут создать довольно мощную конкуренцию федеральным гигантам.