Правительство Свердловской области сформировало план жизни региона на 2011 год. Плод трудов кабинета министров — проект бюджета на будущий год. Областной премьер уже заявил, что главный финансовый документ будет действенным и социальным. Депутаты-оппозиционеры отмечают, что первый бюджет Анатолия Гредина в статусе председателя правительства стал еще менее прозрачным, чем при его предшественниках.
Согласно ожиданиям правительства, доходная часть областного бюджета запланирована в размере 140,6 млрд. рублей, что почти на 6% больше, чем в 2010 году. Расходы должны составить чуть более 150 млрд. рублей, создав дефицит почти в 10 млрд. рублей.
В Свердловской области началось обсуждение проекта бюджета на 2011 годВ Свердловской области началось обсуждение проекта бюджета на 2011 год«Основная особенность в нашей доходной базе — это пессимистический прогноз доходов. По расходной базе от деклараций переходим к конкретным делам, к такому бюджету, который позволит нам перейти на программный метод управления», — отрапортовал Анатолий Гредин.
Однако, по мнению законодателей, изучивших предложенный вариант, главная особенность документа именно в расходах. 18,8 млрд. рублей фактически выведены в различные целевые программы. Для сравнения: в 2010 году на них было запланировано только 4 млрд. рублей, притом что проектов было значительно больше. По мнению наблюдателей, закачивание денег в ЦП при умелом подходе позволяет тратить деньги с меньшей оглядкой на Думу и контролирующие структуры.
Анатолий Гредин такие подозрения отметает.
«В бюджете 2010 года было 48 программ, из которых половина не финансируется. Сегодня мы запланировали всего 24 программы, они очень затратные — некоторые имеют стоимость более 2 млрд. рублей, — но зато все обеспечены финансированием. Например, программа дошкольных детских учреждений составляет 2,168 млрд. рублей. Мы ее приняли в полном объеме. Программу по развитию духовного центра в Свердловской области мы тоже приняли. Все это будет финансироваться в следующем году», — объясняет рост «целевых расходов» премьер.
Возрождение Верхотурья, кстати, а скорее некстати, обойдется области в следующем году в 605 млн. рублей. В общей сложности в ближайшие годы в храмы, монастыри и канализацию «духовного центра Урала» и окрестных сел планируется вложить более 7 млрд. только бюджетных рублей — размах, способный вызвать зависть даже у богатого Екатеринбурга.
Особую озабоченность у оппозиции вызывает резкое увеличение финансирования областных целевых программВпрочем, своя радость есть и у областного центра. Судя по проекту, городскому метро наконец-то достанутся давно обещанные 2 млрд. рублей на завершение строительства первой линии.
У депутатов уже возникает вопрос, за счет каких доходов планируется такое щедрое финансирование программ. Рассчитывать на стремительный рост доходов граждан в посткризисное время не приходится, а от значительной части налога на прибыль и имущество организаций правительство добровольно отказалось, инициируя изменения в налоговом законодательстве в пользу некоторых ФПГ.
«У меня лично складывается ощущение, что идет перекос в доходной части бюджета: мы отдельным предприятиям даем достаточно ощутимые преференции в виде налоговых льгот, а другие налоги поднимаем, транспортный например. Получается, эти льготы будут компенсироваться за счет простых граждан», — рассуждает коммунист Андрей Альшевских, обещая присмотреться к документу повнимательней.
По мнению его коллеги Георгия Перского, у проекта бюджета есть как минимум две серьезных проблемы и на обе стоит обратить внимание правоохранительным органам. В 2011 году предельный объем государственного долга Свердловской области закладывается в размере 37,8 млрд. рублей. Для сравнения: в 2010 году эта сумма чуть меньше 20 млрд. рублей. По последним данным, размер областного долга — 8,3 млрд. рублей, это один из крупнейших показателей по УрФО. Чтобы свести концы с концами, в будущем году правительство уже запланировало заимствования в размере 9,9 млрд. рублей: 4,4 млрд. — кредиты банков, 1 млрд. — кредиты из других бюджетов бюджетной системы РФ, 4,5 млрд. — государственные ценные бумаги.
«Они не уверены в тех прогнозах по доходной базе, которые нам озвучивают. Они идут на резкое снижение налога на прибыль, на потери, которые якобы когда-то потом должны вернуться. Вот они и оставляют себе возможность резко взять в долг, не спросив никого», — предположил Георгий Перский.
Претензии к расходованию бюджетных средств есть и у лидера фракции «Справедливая Россия» Ильи Гаффнера. По его мнению, слишком мало средств предусмотрено для аграрной отрасли — всего 1,5 млрд. рублей на все цели.
«Надо не менее 5 млрд.», — заявляет Илья Гаффнер.
Фракция ЛДПР намерена ратовать за меры, направленные на обеспечение безопасности общества, которая, по прогнозам лидера фракции Юрия Баланова, значительно снизится.
«Я как член согласительной комиссии буду поднимать вопрос о безопасности населения области в связи с тем, что у нас ожидается резкое сокращение количества сотрудников милиции в соответствии с новой реформой. Считаю необходимым установку повсеместного видеонаблюдения за улицами, дворами и так далее», — заявил либерал-демократ.
Для того чтобы исполнить обещанное в год выборов в Госдуму, областному правительству придется взять взаймы почти 10 миллиардовГлава фракции ЛДПР свердловской Областной Думы подтвердил существующие у оппозиции подозрения относительно того, что с помощью многочисленных целевых программ снижается прозрачность бюджета.
«Есть такое подозрение. Так нередко происходит. Депутаты здесь как раз играют огромную роль: они должны контролировать ход реализации целевых программ, а перед народом за растраченные деньги должны отвечать губернатор и председатель правительства», — подчеркнул он.
В заключение едва ли не каждый из опрошенных УрБК депутатов обратил внимание на вопиющую несправедливость: расходы на содержание губернатора и аппаратов правительства и администрации губернатора вырастут не менее чем на 20%, в то время как индексация зарплат бюджетников в 2011 году ожидается лишь на 6,5%.
Впрочем, в год начала так называемых больших выборов все проекты еще могут не раз измениться, и в первую очередь — в плане усиления социальной составляющей бюджетных обязательств.