Подземные гаражи в новостройках Екатеринбурга будут пустовать до тех пор, пока существуют бесплатные газоны и тротуары. К такому выводу пришли эксперты рынка коммерческой недвижимости после изучения спроса на платные паркинги. Стоимость машино-мест в гаражах жилых домов по-прежнему такова, что продать их крайне непросто.
Несмотря на требования властей оборудовать новые дома подземными паркингами, интереса у населения эта новая традиция не вызывает. Застройщики послушно вводят в эксплуатацию теплые гаражи из расчета 1—2 машино-места на квартиру, но продают их с большим трудом. Одна из причин, тормозящих рыночный процесс, — цены на автомобильную недвижимость.
В среднем, в зависимости от части города и ценового уровня самого дома, стоимость одного парковочного места колеблется от 500 тыс. до 1 млн. рублей. При этом дома в спальных районах почти всегда имеют приспособленный под стоянку двор или платную парковку в пределах 500 метров. Простые расчеты показывают, что при стоимости стоянки в 50 рублей за сутки купленный за 1 млн. рублей гараж окупится лет через 50.
Сложности при продаже признают и сами строители. По словам генерального директора УК «Главсредуралстрой» Вадима Лукача, компания с огромным трудом смогла распродать паркинг в одном из старых районов Екатеринбурга.
«Паркинг — это такой вид покупной недвижимости, который не окупится никогда. Именно поэтому покупать его невыгодно. При любой возможности сэкономить человек будет экономить и, соответственно, парковать машину бесплатно. Именно поэтому многие наши клиенты при покупке квартиры отказываются от гаража или паркинга»,— рассказал УрБК предприниматель.
Начальник аналитического отдела агентства недвижимости «Новосел» Сергей Меньшенин придерживается того же мнения, утверждая, что для покупки места в паркинге необходимо иметь доходы как минимум выше среднего. По его мнению, горожане неохотно идут на этот шаг, предпочитая бесплатно ставить машину во дворах или платить неофициальным охранникам.
В ЗАО «Атомстройкомплекс» считают, что покупать гараж невыгодно еще и потому, что продать его потом будет крайне сложно. К тому же место в современном паркинге можно использовать только для хранения автомобиля.
«Нельзя оставить там садовый инструмент или пресловутый «мешок с картошкой». Поэтому мы, понимая ненужность современного варианта парковки, меняем направление, начиная строить закрывающиеся паркинги», — рассуждает начальник отдела по связям с общественностью ЗАО «Атомстройкомплекс» Анатолий Матафаев.
Между тем градостроительные нормы требуют только увеличивать число паркингов вне зависимости от спроса. Согласно принятым в марте 2010 года нормативам проектирования в Свердловской области, для домов повышенной комфортности должно быть предусмотрено не менее 2,5 машино-места в подземном паркинге на квартиру. Для домов бизнес-класса — не менее 2 машино-мест, а для жилого фонда эконом-класса — от 0,5 до 1,95 машино-места. Также возможно наличие наземного гостевого паркинга.
«Опираясь на наш опыт в Екатеринбурге, а также других городах присутствия концерна ЮИТ, цифры, приведенные в нормативах Свердловской области, в 2 раза превышают количество машино-мест, которые покупатели реально готовы приобрести. Строительство подземных паркингов обходится застройщикам очень дорого, поэтому даже если машино-места удается реализовать, то зачастую это происходит в убыток застройщику», — считает первый вице-президент бизнес-сегмента «Международные услуги по строительству» концерна ЮИТ Теему Хелпполайнен.
Поэтому пустые площади приходится реализовывать любыми способами. Некоторые застройщики вступают в договоренности с кредитными организациями в надежде, что рассрочка платежа поможет повлиять на мнение потенциальных покупателей. Так, банк «ВТБ24» уже заявил о начале ипотечной программы, направленной именно на то, чтобы клиент мог взять кредит на покупку парковочного места в гараже. Процентная ставка при этом составляет порядка 15% годовых, первоначальный взнос — 30%.
Программа позиционируется как уникальное предложение на рынке кредитования, однако не все эксперты уверены в эффективности этого предложения.
«Конечно, программа ипотеки на покупку гаража получит какое-то развитие, так как все люди любят получать что-то прежде, чем смогут за это заплатить. Любая взятая в кредит недвижимость с каждым годом дешевеет, а платить за нее нужно все ту же цену в течение еще очень большого срока», — предупредил заемщиков Вадим Лукач.
Сергей Меньшенин считает, что инициатива ВТБ24 напрямую зависит от того, в какой ситуации находится автовладелец.
«Потянуть ипотеку и на квартиру, и на гараж будет сложно, тем более при таких высоких процентных ставках», — отмечает эксперт.
Валентина Попова