В Екатеринбурге открылась сезонная выставка-ярмарка уральских сельхозпроизводителей, призванная помочь фермерам в сбыте урожая. На деле мероприятие стало местом встречи любителей бесплатной еды и чиновников, вновь пообещавших всем защиту и снижение цен. Среди последних сегодня оказались губернатор Свердловской области Александр Мишарин, депутат Областной Думы Елена Трескова, замминистра сельского хозяйства региона Михаил Копытов и вице-мэр Екатеринбурга Виктор Контеев.
Выставка «Дары осени» разделилась на три основные части: первая проходила в павильоне и являлась презентацией успехов аграриев; вторая — на улице — была маленьким цивилизованным рынком; третья — за пределами экспоцентра — еще один рынок, но уже стихийный, где товары продавались прямо с грузовиков.
Судя по всему, старая телега призвана символизировать модернизацию уральской деревниСудя по всему, старая телега призвана символизировать модернизацию уральской деревниГлаве области было поручено перерезать праздничную ленточку в самой цивилизованной части мероприятия и произнести ободряющую речь. Впрочем, ничего нового Александр Мишарин пообещать фермерам не смог, повторив уже не раз сказанные ранее слова о единственной развивающейся в кризис отрасли, необходимости модернизации и недопустимости спекуляций.
«Важно, чтобы система работала, чтобы оптовики не спекулировали. А государственные служащие за всем этим должны следить», — напутствовал губернатор садоводов, огородников и подчиненных.
После выступления нельзя было уйти, не посетив хотя бы основные стенды выставки. В основном самые дорогие и теплые места на презентации заняли производители меда, преимущественно — алтайского. «Медовики» наперебой предлагали губернатору отведать лечебный продукт. Он не отказывался.
Вкус уральских яблок напомнил Александру Мишарину о собственных дачно-огородных планахВкус уральских яблок напомнил Александру Мишарину о собственных дачно-огородных планах Вообще, чего-нибудь попробовать хотелось не только губернатору. Заинтересованным взглядом «пробники» искали и другие члены региональной делегации. Но, как оказалось, пробовать, кроме меда и хлеба, было нечего. Ни производители колбасных изделий, ни птицефабрики, ни собиратели дикоросов выставкой не заинтересовались, несмотря на осеннюю тематику. Разочарованы, похоже, были и рядовые посетители «Даров осени».
«Слышала объявление: «На втором этаже начинает работу круглый стол»? Значит, там все можно пробовать, пойдем», — решили подруги-пенсионерки, отчаявшиеся найти хоть что-то интересное в основном павильоне.
У главы региона самый большой интерес вызвал стенд селекционеров. Там ему предложили попробовать уральские яблоки и груши, размером не уступающие краснодарским аналогам.
«Саженцы продаются? А давайте я у вас несколько штук куплю», — всерьез спросил Александр Мишарин и начал искать глазами свою предстоящую покупку.
Но деревьев у участников выставки не оказалось.
«А то бы и так подарили», — распереживалась хозяйка стенда. Презентовать губернатору хотели еще и свежего отборного картофеля. Но он, узнав цену, только возмутился.
Цены на картофель стали центральной темой обсуждения на выставке «Дары осени»Цены на картофель стали центральной темой обсуждения на выставке «Дары осени» «20 рублей за килограмм — это дорого. Это дорого!» — несколько раз повторил Александр Мишарин, уже направляясь к выпечке.
От расстройства он даже не стал интересоваться проблемами и достижениями пекарей. Вернуть губернатора к реальности удалось уральским кустарям. Поделки из строительных касок, картона и поролона заставили главу региона вспомнить о еще одной любимой теме.
«Так это вам надо в программу поддержки малого и среднего бизнеса!» — заявил он ремесленникам, но его слова не вызвали особого энтузиазма.
«Мы пробовали, это не то...» — начали объяснять они, но глава области уже шел к следующему экспонату.
Этого лебедя губернатор «отправил» в программу поддержки малого и среднего бизнесаЭтого лебедя губернатор «отправил» в программу поддержки малого и среднего бизнесаАлександру Мишарину удалось попробовать соленых огурцов и помидоров (после него дегустация консервов была закрыта), получить в подарок металлическую розу, соломенного домовенка и бумажного лебедя. Все эти дары и представленные на выставке достижения, по его мнению, являются свидетельством того, что сельское хозяйство развивается, а продукты становятся доступнее для населения.
О конкретных проблемах на публике губернатор предпочел сегодня не говорить, несмотря на несколько обращений от пенсионеров — самых частых гостей подобных мероприятий — с вопросами о том, почему даже на ярмарке 1 кг картофеля стоит не меньше 20 рублей. Но ответить пенсионерам с ходу руководитель области так и не смог, хотя с тем, что проблема существует, согласился.
Стоит отметить, что вопрос пенсионеров вполне резонен. В супермаркетах цена картофеля колеблется от 18 до 25 рублей за килограмм. От 12 рублей начинается ценник у дачников-частников. А на специализированной ярмарке, ориентированной именно на экономных покупателей, цена только начинается с 20 рублей.
Свердловских производителей меда давно вытеснили алтайцыСвердловских производителей меда давно вытеснили алтайцыНа эту проблему уже обратили внимание владельцы продуктовых магазинов. Недавно владелец сети супермаркетов «Кировский» Игорь Ковпак разослал письмо депутатам свердловской Облдумы. В документе была приведена сравнительная таблица цен на продовольственной ярмарке и в его магазинах. По мнению предпринимателя, для населения целесообразно покупать на ярмарках только овощи. Все остальное, в том числе хлеб, муку, гречу, подсолнечное масло, яйца, колбасу и рыбу, гораздо выгоднее покупать в магазинах.
На кого в таком случае ориентированы мероприятия, регулярно организуемые областным правительством, остается загадкой. Основной контингент, встречающийся на аграрной ярмарке, — свердловчане с достатком ниже среднего, для которых цена является решающим фактором при выборе товара. Однако производители предпочитают говорить лишь о своих качественных и количественных достижениях, но никак не о доступности продукции. Больной вопрос, по-видимому, предпочитают замалчивать и чиновники.
Торговые сети уверяют, что дешевые ярмарки давно стали лишь эффектным PR-инструментарием властей, а на самом деле цены на них даже выше, чем в магазинахВпрочем, наблюдатели полагают, что ярмарки, которые регулярно посещают руководители области, на самом деле давно стали площадкой для рекламы руководства и «Единой России».
Впрочем, тему дороговизны картофеля губернатор с министром торговли Дмитрием Ноженко сегодня все же обсудили. Вот только решить сами ничего не смогли. Александр Мишарин обратил внимание министра на наличие проблемы, министр пообещал обратить на это внимание Свердловского УФАС.
Анна Шабалина