«Областная газета»: Бюджет-2011: стратегия губернатора Александра Мишарина — в действии
Продолжается работа над бюджетом 2011 года. Формирование основного финансового документа следующего года — дело сложное. В бюджете необходимо учесть сотни параметров, предусмотреть развитие различных отраслей экономики и социальной сферы. О работе над бюджетом рассказывает исполняющий обязанности губернатора Свердловской области Анатолий Гредин.
— Анатолий Леонидович, расскажите, пожалуйста, о приоритетах областного бюджета-2011.
— При выработке стратегии областного бюджета на 2011 год мы ориентировались на бюджетные послания Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева и губернатора Свердловской области Александра Мишарина, а также на прогноз социально-экономического развития Свердловской области на 2011–2013 годы.
Так, в прогнозе 2011 года учтены изменения федерального законодательства (увеличение с 1 января 2011 года на восемь процентов тарифов страховых взносов в федеральные внебюджетные фонды (с 26 процентов в 2010 году до 34 процентов в 2011 году), рост ставок акцизов, изменение норматива зачисления по единому налогу на вменённый доход) и планируемые изменения налогового законодательства Свердловской области в части предоставления налоговых преференций для повышения инвестиционной привлекательности области (по налогу на прибыль организаций и по налогу на имущество организаций).
Нами учтены расходы на заявленное в бюджетном послании губернатора Свердловской области повышение фонда оплаты труда работников бюджетной сферы на 6,5 процента с 1 июня 2011 года.
Расходы на оплату коммунальных услуг предусмотрены с ростом на 13,2 процента. Социально-значимые расходы бюджетных учреждений — питание, медикаменты, обеспечение детей-сирот, социальные выплаты в целях снижения потерь от инфляции проиндексированы на 6,5 процента.
В связи с изменением федерального законодательства об обязательном медицинском страховании в РФ объём взносов за неработающее население в ТФОМС возрастёт как минимум на 1,6 миллиарда рублей.
Для формирования областного бюджета на 2011 год правительством Свердловской области был утверждён перечень областных целевых программ, планируемых к финансированию в 2011 году.
Действующие и разрабатываемые областные целевые программы были укрупнены за счёт включения в качестве подпрограмм в программы, утверждённые перечнем и соответствующие целям и задачам социально-экономического развития Свердловской области и Российской Федерации.
В настоящее время в министерстве финансов Свердловской области и в министерстве экономики Свердловской области идёт процесс согласования представленных проектов областных целевых программ.
На 2011 год планируется увеличить долю расходов на финансирование областных целевых программ в два раза (с 4,2 процента в 2010 году до 8,7 процента в 2011 году) и объём финансирования в 2,6 раза (с 3,9 миллиарда рублей в 2010 году до 10 миллиардов рублей в 2011 году).
В настоящее время министерство финансов Свердловской области проводит согласование плановых параметров расходов областного бюджета с главными распорядителями средств бюджета — областными министерствами.
Одновременно рабочая группа, в состав которой входят депутаты обеих палат Законодательного Собрания Свердловской области, рассматривает предложения органов местного самоуправления по проектировкам бюджетов муниципальных образований. На заседаниях рабочей группы рассматриваются системные и наиболее важные для муниципалитетов вопросы о дорожной деятельности, благоустройстве и другие.
Подходы к оценке расходных обязательств муниципальных образований при формировании межбюджетных отношений на 2011 год в основном сохранены. В то же время по поручению губернатора Свердловской области Александра Мишарина предусмотрены дополнительные средства на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности — на приобретение и установку приборов учёта потребления ресурсов. Определена оценка расходных полномочий в сфере образования с учётом увеличения мест в детских садах по действующей областной программе «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области», в среднем на 48 процентов увеличены оценочные расходы муниципальных образований на дорожную деятельность.
При формировании бюджета на 2011 год в полном объёме учтены средства на реализацию принятых правительством Свердловской области решений о повышении с 1 декабря 2010 года оплаты труда работников, финансируемых из бюджета, в том числе: доведение доли стимулирующих выплат в фонде оплаты труда педагогических работников до 20 процентов и ликвидация диспропорции в оплате труда учителей начальной школы (рост расходов на оплату труда педагогов 19,9 процента), переход на отраслевую систему оплаты труда с увеличением фонда оплаты труда по остальным работникам бюджетной сферы на семь процентов.
Кроме того, учтены расходы на обеспечение равного с министерством внутренних дел РФ повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности, на продолжение перехода на отраслевые системы оплаты труда с увеличением фонда оплаты труда бюджетников по аналогии с федеральным уровнем.
В итоге рост расходов собственно областного бюджета, связанных с оплатой труда бюджетников, составит 8,5 миллиарда рублей.
Прогнозная оценка расходных полномочий муниципальных образований в связи с ростом расходов на оплату труда увеличена на 3,4 миллиарда рублей, что, в свою очередь, привело к росту объёма дотаций из областного бюджета.
После завершения всех согласительных процедур проект областного бюджета на 2011 год в установленном порядке не позднее 1 октября будет внесён на рассмотрение правительства Свердловской области.
— Что предпринимают власти региона для поддержки бизнеса, создающего новые производства, начинающего выпуск инновационной продукции? Что делается для привлечения в Свердловскую область инвестиций со стороны?
— Без повышения инвестиционной привлекательности Свердловской области невозможен рост налогового потенциала и доходной базы бюджета.
Для стимулирования экономического роста правительством области подготовлены поправки в областное налоговое законодательство по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций.
Основная цель поправок — экономическое стимулирование модернизации, расширения действующих и создания новых производств, создание стимулов для развития в регионе крупных логистических и транспортных центров.
Стимулирование предлагается осуществлять с использованием налоговых преференций: полного освобождения от уплаты налога на прибыль организаций на пять лет для вновь созданных организаций, уменьшения налога на имущество организаций на сумму налога, исчисленного по вновь введённым или модернизированным основным средствам (зданиям, оборудованию и т.д.).
Эти налоговые преференции не повлекут потерь доходов областного бюджета, так как будут предоставляться только при условии прироста налогооблагаемой базы.
После окончания льготного периода дополнительные доходы областного бюджета ежегодно будут составлять около 10 миллиардов рублей.