Директор ООО «Ломбард «Сталкер-Финанс» Яков Вычугжанин: Попытка лицензировать ломбарды закончится их уходом в подполье
УрБК, Екатеринбург, 14.09.2010. «Говорить, что ломбарды обогнали по росту кредитования банки, необоснованно», — заявил УрБК директор ООО «Ломбард «Сталкер-Финанс» (сеть ломбардов «Золотой слон») Яков Вычугжанин.
Необоснованными он считает и претензии к отсутствию контроля за ломбардами.
«Нас контролирует Росфинмониторинг, который в обязательном порядке ставит ломбарды на учет. Для этого мы создаем определенный свод правил — правила внутреннего контроля. Это достаточно сложный документ, регламентирующий все операции, касающиеся драгметаллов и критериев выявления необычных сделок. Второй контролирующий орган — Уральская государственная инспекция пробирного надзора, которая ставит нас на специальный учет и выдает нам свидетельство. Она проверяет, есть ли у нас обученные специалисты, есть ли весы, она обязывает нас застраховать имущество, получить договор охраны, поставить тревожные кнопки, оборудовать хранилища сейфами. Иногда специалисты пробирной палаты выезжают на объекты, осматривают их на соответствие представленным документам. Государство своими постановлениями обязывает нас проходить очень много курсов», — рассказал Я. Вычугжанин.
«Милиция нас контролирует. Вот говорят, что милиции запретили ходить в ломбарды. Как запретили? Они продолжают ходить. Причем 99% выемок, которые они осуществляют, — это либо сын у мамы, либо муж у жены взял из дома какую-то ценность и сдал в ломбард. Он хотел заложить эту вещь и выкупить ее потом, чтобы не было конфликта. А родственник пишет заявление в милицию о краже. Милиция приходит в суд, получает разрешение и изымает эту вещь. Ломбард остается с одним исковым заявлением и годами получает свои деньги. Вот и вся «криминальная» сторона деятельности ломбардов», — добавил он.
По словам Я. Вычугжанина, обналичиванием денег и скупкой краденого уральские ломбарды не занимаются.
В то же время, по мнению представителя рынка, банки все равно не кредитуют и не будут кредитовать клиентов ломбардов.
«Потому что у них зарплата 5—10 тыс. рублей. Клиенты ломбардов, как правило, — безработные, студенты или пенсионеры, порой бывшие заключенные. Это люди без какой-либо поддержки или без хорошего достатка. У них могут быть семьи, нетрудоспособные иждивенцы», — пояснил Я. Вычугжанин.
Если ломбарды будут вытеснены с рынка, возрастет уровень уличных преступлений и грабежей, появятся нелегальные ростовщические заведения, опасается он.
«Сейчас государство хочет ввести для всех ломбардов лицензии. Однако результат будет как с игорным бизнесом: подпольные ломбарды, ростовщики. Вот такую альтернативу они предлагают», — заключил Я. Вычугжанин.