Уральские ломбарды всерьез обеспокоены федеральным трендом, направленным на ужесточение контроля за их деятельностью. Они откровенно говорят, что лицензирование приведет к тому, что ключевые игроки уйдут в подполье, как это произошло с игорными заведениями. Между тем деятельность некоторых ростовщических заведений давно не лишена криминальной составляющей. Участники рынка сами признаются, что многие коллеги по цеху грешат скупкой краденых ценностей.
Ростом внимания к этому виду финансовой деятельности ломбарды косвенно обязаны собственным достижениям, причины которых заинтересовали специалистов Росфинмониторинга и ЦБ РФ. По данным Банка России, в 2009 году ломбарды увеличили объем кредитования на 18%, в то время как кредитный банковский портфель уменьшился на 0,8%. Регулятор считает, что эти успехи объясняются активизацией псевдоломбардов, занимающихся незаконной обналичкой.
Впрочем, бесконтрольность и отсутствие пропускных барьеров на этот рынок беспокоят законодателей уже давно. В начале года в Госдуму был внесен законопроект, обязывающий ломбарды иметь уставный капитал не менее 50 млн. рублей, а также стационарные помещения площадью от 50 кв. м. Тогда благодаря усилиям ФАС России он так и не был принят. По мнению антимонопольного органа, это бы создало необоснованные препятствия для доступа ломбардов на рынок, а также привело к прекращению деятельности значительного их числа и, как следствие, сделало недоступным для граждан получение краткосрочных займов.
Сейчас ломбарды хотят подвести под лицензирование. По крайней мере, об этом вновь начинают поговаривать в регулятивных кругах. Уральские ростовщики видят причину столь пристального внимания к ним в лоббировании интересов банков.
Однако признать данные предположения обоснованными сложно. По словам самих ломбардье, банки все равно не кредитуют и не будут кредитовать клиентов ломбардов, а значит и причин для опасений у кредитных организаций нет.
«Клиенты ломбардов, как правило, безработные, студенты или пенсионеры, порой бывшие заключенные с зарплатой 5—10 тысяч рублей. Это люди без какой-либо поддержки и без хорошего достатка. Кроме того, у них могут быть семьи, нетрудоспособные иждивенцы», — рассказал УрБК директор ООО «Ломбард «Сталкер-Финанс» (сеть ломбардов «Золотой слон») Яков Вычугжанин.
Поэтому ломбарды, по мнению участников рынка, были и будут нужны, а банки не способны да и не стремятся их заменить. Вытеснение же цивилизованных ростовщиков с рынка может привести к неудовлетворенному спросу на заемные деньги со стороны самых социально тревожных слоев населения, что в итоге может спровоцировать рост преступности.
Лицензирование деятельности ломбардов выльется в уход их в подполье, уверяют екатеринбургские эксперты и проводят интересные параллели с ушедшим в тень и успешно там существующим игорным бизнесом.
Сейчас же, по мнению директора екатеринбургской сети ломбардов, в Свердловской области черные схемы бизнеса не применяются: обналичиванием денег и скупкой краденого уральские ломбарды не промышляют.
Впрочем, так считают не все. По признанию генерального директора ООО «Ломбард66» Олега Глазунова, в уральской столице немало недобросовестных игроков.
«Те ломбарды, которые намерены заниматься этим бизнесом и в дальнейшем, такого не допускают, а вот те, кто живет одним днем — моментом схватить деньги, — они могут. Люди приходят к нам и говорят: «Купите часы, они ворованные». Мы им сразу отказываем. Но понятно, что кто-то где-то у них покупает», — отметил Олег Глазунов.
Вероятно, виной всему отсутствие у ломбардов прямого контролирующего органа: на данный момент их деятельность отслеживает только Росфинмониторинг, осуществляющий надзор за всеми участниками финансового рынка. Однако сами ломбарды считают претензии по поводу бесконтрольности необоснованными.
«Нас контролирует Росфинмониторинг, который в обязательном порядке ставит ломбарды на учет. Для этого мы создаем определенный свод правил — правила внутреннего контроля. Это достаточно сложный документ, регламентирующий все операции, касающиеся драгметаллов и критериев выявления необычных сделок. Второй контролирующий орган — Уральская государственная инспекция пробирного надзора, которая ставит нас на специальный учет и выдает нам свидетельство. Она проверяет, есть ли у нас обученные специалисты, есть ли весы, она обязывает нас застраховать имущество, получить договор охраны, поставить тревожные кнопки, оборудовать хранилища сейфами. Иногда специалисты пробирной палаты выезжают на объекты, осматривают их на соответствие представленным документам. Государство своими постановлениями обязывает нас проходить очень много курсов», — рассказал Яков Вычугжанин.
Поэтому специального контролирующего органа для ломбардов вводить нет необходимости, утверждают участники рынка. Екатеринбургские предприниматели, работающие на этом рынке, не скрывают: нужно установить общие для всех правила игры, в том числе налоговые, и тогда владельцы ломбардов сами примут решение: либо платить налоги, либо уходить в другой бизнес, либо — уходить вслед за игорными клубами в подполье.
Антонина Курносенко