Работающие на рынке загородной недвижимости свердловские девелоперы спокойно восприняли намерение Минрегиона запретить жилищное строительство на землях сельхозназначения и разрешить его только на землях населенных пунктов. Первыми и неизбежными последствиями специалисты называют удешевление первых и удорожание вторых. Все вместе дружно признают: пока спроса на такую недвижимость все равно нет и рынок спит, можно наконец-то начать наводить на нем порядок.
Как с сожалением констатировал президент Уральской палаты недвижимости Михаил Дэви, сейчас под видом заявленного малоэтажного жилья строят что попало. Огромное количество полей, в свое время купленных, грубо говоря, за ящик водки, сегодня заявляется как коттеджные поселки. И хорошо, если их перевели в земли населенных пунктов. Зачастую же они просто межуются, делятся на участки по 10—15 соток, и всё это сопровождается обещаниями провести коммуникации, которые либо выполняются с опозданием, либо не выполняются вовсе.
Реальность в окрестностях Екатеринбурга и других крупных городов области печальна: пустующие наделы по 5—10 соток с недостроенными коробками и фундаментами не добавляют радости ни властям, ни собственникам этих земель, которые надеялись увидеть цветущий коттеджный поселок.
Эксперты считают, что рынок давно ждал четких правил, хотя сам закон не решит проблему недостроев.
Михаил Дэви уверен, что в населенных пунктах Свердловской области достаточно резервов земли для малоэтажной застройки«Пример долгостроев показывает, что застройщик проводит выстроенные «руины» через процедуру банкротства и начинает продавать недострои снова. Классическая пирамида», — считает адвокат Иван Кадочников.
С ним солидарен и владелец производственно-строительной компании «Кокорев и отец» Михаил Кокорев, который говорит о том, что реально инвесторов к завершению своих недостроев может подтолкнуть только спрос, который и до кризиса был слабым, а сейчас совершенно отсутствует.
«Поэтому коттеджные долгострои будут завершены только в случае уменьшения стоимости квадратного метра, а не потому, что правительство предпримет какие-либо шаги», — отмечает эксперт, добавляя, что большинство людей строят сами, понимая, насколько взвинчены цены на рынке строительства. «Причем с принятием нового закона ситуация только ухудшится», — полагает предприниматель.
Бизнесмены предрекают, что в условиях российских реалий граждане, несмотря на все запреты, уйдут в подполье и будут всеми правдами и неправдами строиться там, где это возможно, а потом вновь бросаться под гусеницы бульдозеров.
В ООО «Центр загородной недвижимости «ДОМРЯДОМ» высказывают свое пожелание властям, говоря, что четкая правовая база в земельном вопросе нужна, но не такая, которая бы мешала естественному развитию рынка загородной недвижимости и подрывала бы эконом-класс.
«А этот закон ударит как раз по праву и без того бедного населения», — отмечает представитель компании Артемий Лесников.
Впрочем, в УПН уверяют, что свободная земля пока есть и в населенных пунктах, — вопрос только в том, как выпустить ее в оборот менее забюрократизированно, с большим числом аукционов, электрифицировать и газифицировать по госпрограммам. Именно это бизнесмены называют реальным шагом властей навстречу малоэтажному жилью эконом-класса на «нормальных» землях населенных пунктов.
Сейчас больше рекламируются земли, которые дешево достались, — земли сельхозназначения. В нормальном же коттеджном поселке и сейчас дом стоит несколько миллионов, а некоторые предлагают дом за миллион.
«Это всё иллюзия, а недобросовестные коммерсанты внушают эти иллюзии не очень далеким гражданам. Предлагаемый Минрегионом закон поставит преграду такому «бизнесу», — говорит Михаил Дэви, видимо, о пресловутых «баковках» и им подобных.
Скорее всего, не обрадует новый закон аграриев, ведь резонно предположить, что фермер на купленных землях захочет возвести дом, чтобы не жить в отдалении от земли, а также хозяйственные постройки — амбар, гараж. Законопроект же запрещает строительство подобных сооружений, если земля находится вне населенного пункта.
Таким образом, новые правила будут мешать развитию фермерского хозяйства, увеличат стоимость перевода земли, будут способствовать взяточничеству.
Уральские застройщики спокойны: рынок недвижимости все равно спит, а значит власти могут заняться приведением в порядок законодательной базыВообще, поселковые администрации не очень хотят включать новые земли в состав своего населенного пункта. Дело в том, что это увеличивает социальную ответственность: нужно строить детские сады, школы и прочие объекты социальной инфраструктуры.
О коррупционной опасности говорит и адвокат Иван Кадочников, отмечая, что проект Минрегиона повысит взятки для тех, кто «строит дворцы в чистом поле, а потом начинает «в поля» тянуть газ, электричество и дороги, попутно узаконивая и согласовывая за взятки».
Эксперты не исключают: запрет на строительство индивидуальных жилых домов на землях сельхозназначения нужен прежде всего различным администрациям.
«Дачная амнистия» была затеяна в основном для выявления и легализации дачных строений и последующего их налогообложения. С помощью нового закона государство пытается навести порядок. Естественно, это усилит крупных игроков рынка и ослабит рынок мелкого строительного подряда, расслоит рынок земельных участков. Нужно ли это рынку? Скорее всего, нет», — говорит Артемий Лесников.
Впрочем, намерения Минрегиона еще могут быть скорректированы.
Директор по развитию ЗАО «ПКФ «Палникс» Вадим Шамшурин напоминает, что с введением новой законодательной инициативы цены на участки сельхозназначения упадут в разы, будут просьбы и требования собственников отложить закон или не принимать его совсем.
При всех минусах нового законопроекта, эксперты всё же говорят о том, что упорядочение рынка необходимо. Новые правила должны дифференцировать пользователей земли и отделить наконец-то цивилизованных игроков от сомнительных.
Алена Тымонюк