Инвестиции в регионы: бизнес заставит губернаторов искать путь к сердцам инвесторов
Темой повышения инвестиционной привлекательности России и ее субъектов в очередной раз озаботились законодатели. Однако на сей раз они решили отдать ее на разработку представителям бизнеса. По инициативе Минрегионразвития РФ объединение предпринимателей «Деловая Россия» создало свою программу и представило ее на суд тому же ведомству. Министерство одобрило предложенный пакет мер.
Программа «Деловой России» предполагает серьезную работу с губернаторами, которые, по замыслу авторов проекта, должны не только создать в своих регионах советы по улучшению инвестклимата и взаимодействию с инвесторами и специальные агентства по привлечению инвестиций, но и возглавить их. Кроме того, губернаторам рекомендуется посещать инвестиционные выставки и форумы, принять долгосрочные планы размещения госзаказов и заняться регулярной переоценкой «экономической оправданности» предоставляемых налоговых льгот. Руководителям регионов рекомендуется даже раздавать инвесторам номера своих мобильных телефонов для оперативной связи с ними.
«Отношение к инвестору должно быть как к члену своей семьи, а мобильный телефон губернатора должен быть у каждого инвестора», — подчеркнул вице-президент организации Александр Галушка, презентуя проект.
Программа также предлагает принять всем регионам инвестдекларацию и регламент по работе с инвесторами, которые обеспечат принцип одного окна и ускорят согласовательные процедуры с нижестоящими уровнями власти. Рекомендации не ограничиваются функциями губернаторов. «Деловая Россия» хочет, чтобы региональных чиновников в обязательном порядке и на регулярной основе учили работать с инвесторами. В итоге представители бизнеса надеются достичь создания на региональном уровне административных, инфраструктурных, финансовых, налоговых и тарифных условий, благоприятствующих инвестиционной деятельности в каждом отдельном субъекте РФ.
Опрошенные УрБК финансовые аналитики считают актуальной инициативу «Деловой России», однако, по их мнению, она требует дополнительной доработки. Ведь главы исполнительной власти субъектов РФ и так должны способствовать развитию инвестиционных отношений на местах, контролировать исполнение инвестпрограмм. Непосредственной же реализацией обычно занимаются профильные государственные органы, прежде всего — региональные министерства экономики. В то же время, по мнению заместителя генерального директора по правовым вопросам ИФК «Уником Партнер» Дмитрия Земерова, подобное внедрение мероприятий «сверху» может ускорить экономическое развитие регионов, придав ему необходимый импульс.
«Публичный характер инициативы, которая исходит от первых лиц, имеет положительный эффект, который привлечет внимание общественности к вопросу инвестиций, ставшему интересным для глав субъектов РФ», — отметил он.
Главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин считает, что инициатива «Деловой России» хоть и похвальна, но затрагивает только технические вопросы повышения инвестиционной привлекательности российской экономики, оставляя в стороне основополагающий, макроэкономический аспект проблемы.
«С точки зрения «технического» аспекта стимулирования внешних инвестиций для России весьма актуально также приведение национального законодательства о защите собственности в соответствие с международным, существенное расширение возможностей для перевода и сопоставления национального законодательства РФ в корпоративной сфере для иностранных инвесторов. Необходимо также привести в соответствие с международными нормами инфраструктуру торгов финансовыми инструментами, их «прозрачность», а также увеличение капитала торгуемых компаний за счет существующих акционеров. Нерешенными являются проблемы, связанные с устойчивым снижением инфляции, успешным противодействием коррупции», — добавил А. Осин.
На данный момент, по сведениям экспертов, круг отраслей, в которых реализуются инвестиционные проекты внешних инвесторов, весьма узок и вдобавок «скошен» в сферу услуг. По итогам 2009 года Россией было накоплено $268 226 млн. иностранных инвестиций, из которых 16,36% приходились на сектор добычи полезных ископаемых, 29,32% — на обрабатывающие производства: автопром, пищепром, авиационную и авиакосмическую отрасли и незначительные доли других отраслей. Весомые 12,98% накопленных инвестиций в РФ пришлись на операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, еще 20,58% — на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Доля финансового сектора в инвестициях по результатам 2009 года была также достаточно высока, на уровне 4,39%. Доля транспорта и связи была равна 10,5%.
Степень удовлетворенности иностранных инвесторов качеством возможностей, которые дает им российский рынок вложений, наглядно характеризует объем накопленных иностранных инвестиций в РФ на душу населения. По итогам 2009 года этот индикатор составил $577,3, что в 3—7 раз меньше, чем в азиатских странах, и в 30 раз меньше, чем у государства — лидера по этому показателю — Израиля.
Чтобы как-то переломить эту ситуацию, необходимо сократить количество и время проведения рутинных процедур, связанных с началом какой-либо деятельности в России, наладить с инвесторами качественную обратную связь, вести борьбу с коррупцией, заниматься модернизацией производства, а не только говорить о ней.
«Для создания благоприятной инвестиционной среды на Урале необходимо определить величину финансовых и временных затрат, связанных с выполнением формальных процедур создания, регистрации и начала официальной деятельности новой производственной или коммерческой компании: получение всех необходимых разрешений и лицензий, регистрация собственности, в конце концов. К примеру, учесть все процедуры, необходимые для подключения к инженерным сетям, процедуры использования инвестором недвижимости в качестве залогового обеспечения. Количество и длительность таких процедур и является измерителем эффективности государственных услуг», — отметил генеральный директор ИК «Благодать Секьюритиз» Всеволод Чащин.
Эксперт подчеркивает необходимость мер, связанных с защищенностью юридических прав кредиторов и заемщиков, в особенности прав, предусмотренных в законодательстве о залоге; мер, связанных с созданием современной транспортной и инженерной инфраструктуры Свердловской области. Должна быть усилена защита миноритарных акционеров от злоупотреблений со стороны директоров и руководства компаний и использования этими лицами активов компании в целях получения личной выгоды.
По мнению Дмитрия Земерова, ключевой аспект привлекательности территории — повышение прозрачности инвестиционных отношений.
«Необходимо в первую очередь наладить надлежащий уровень обратной связи с инвесторами, которым важно иметь в распоряжении всю необходимую информацию о потенциальном объекте капиталовложений. Кроме того, существует необходимость внесения изменений и дополнений в законодательство, с тем чтобы инвестиционный процесс был более упорядоченным, а защита прав и интересов инвесторов гарантировалась надлежащим образом», — добавил он.
Александр Осин делает акцент на экономических причинах непривлекательности России в глазах инвесторов, которые и нужно устранять.
«В экономике России активно проявляют себя ее традиционные конкурентные слабости — климатического, территориального характера. У российских предприятий сейчас недостаточно собственных ресурсов для модернизации, что является в итоге одной из причин сохранения в РФ высокой инфляции, отпугивающей западных инвесторов. Во-вторых, борьба с коррупцией ведется сейчас без создания предпосылок для перемещения финансовых потоков из спекулятивного сектора, прежде всего, посреднических услуг на сегмент реальных вложений. Для ее успеха требуется создание в реальной экономике благоприятного налогового и инфляционного климата, что также отражает необходимость роста госрасходов», — пояснил экономист ИК «Финам Менеджмент».
Впрочем, у России еще есть шанс реализовать свой богатый интеллектуальный и сырьевой потенциал. Однако без усиления в экономике роли государственного планирования, управления и инвестиций эта возможность может быть упущена.