Предлагаемые в последнее время властями меры затрагивают «технические» вопросы повышения инвестиционной привлекательности российской экономики, оставляя в стороне основополагающий, макроэкономический аспект проблемы.
С точки зрения «технического» аспекта стимулирования внешних инвестиций для России весьма актуально также приведение национального законодательства о защите собственности в соответствие с международным, существенное расширение возможностей для перевода и сопоставления национального законодательства РФ в корпоративной сфере для иностранных инвесторов. Необходимо также привести в соответствие с международными нормами инфраструктуру торгов финансовыми инструментами, их «прозрачность», а также увеличение капитала торгуемых компаний за счет существующих акционеров.
Нерешенными являются проблемы, связанные с устойчивым снижением инфляции, успешным противодействием коррупции.
Согласно заявлению главы Министерства финансов Алексея Кудрина, сделанному 24 апреля текущего года в ходе саммита «Большой двадцатки» в Вашингтоне, для повышения инвестиционной привлекательности России и привлечения в страну зарубежных специалистов «в ближайшие месяцы будет ускорено внедрение ряда законов, или они будут существенно поправлены. Это, в частности, законы о биржевой деятельности, об инсайдерской деятельности и другие. Задача — выйти на законченный пакет нормативного регулирования финансового сектора, соответствующий международным стандартам. На это потребуется два-три года». Кроме того, по словам министра, «будут упрощены или сделаны абсолютно доступными регистрация, вложение капитала, защита прав в финансовом секторе. Это будет достигнуто и принятием нормативных актов, и действиями по администрированию этих вопросов главными регуляторами — Центробанком, ФСФР, Минфином и Минэкономразвития. Кроме того, для работы специалистов в финансовом секторе будут сделаны изъятия и упрощения в части миграционного режима, визового обеспечения, вплоть до создания необходимых бытовых условия проживания». Наконец, А. Кудрин затронул в своем выступлении вопрос поддержки социальной инфраструктуры, необходимой для иностранных инвесторов, отметив, что планируется улучшить «весь спектр, который обеспечивает комфортность работы в России».
Однако, повторю, эти вопросы и идеи носят «технический» характер с точки зрения проблемы привлечения в РФ иностранных инвесторов. Главное же — в экономическом аспекте проблемы.
Степень удовлетворенности иностранных инвесторов качеством возможностей, которые дает им российский рынок вложений, наглядно характеризует объем накопленных иностранных инвестиций в РФ на душу населения. По итогам 2009 года этот индикатор составил $577,3, что в 3—7 раз меньше, чем в азиатских странах, и в 30 раз меньше, чем у государства — лидера по этому показателю — Израиля.
При этом круг отраслей, в которых реализуются инвестиционные проекты внешних инвесторов, весьма узок и вдобавок «скошен» в сферу услуг. По итогам 2009 года Россией было накоплено $268 226 млн. иностранных инвестиций, из которых 16,36% приходились на сектор добычи полезных ископаемых, 29,32% — на обрабатывающие производства: автопром, пищепром, авиационную и авиакосмическую отрасли и незначительные доли других отраслей. Весомые 12,98% накопленных инвестиций в РФ пришлось на операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, еще 20,58% — на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Доля финансового сектора в инвестициях по результатам 2009 года была также достаточно высока, на уровне 4,39%. Доля транспорта и связи была равна 10,5%. Это те отрасли, которые за почти два десятилетия либеральных реформ выбрали для себя в России иностранные инвесторы.
В других секторах экономики они, вероятно, либо вообще не рассчитывают на получение прибыли, либо полагают, что в инвестиции в аналогичные отрасли экономики других развивающихся стран вкладываться выгодней. Существуют, правда, государственные ограничения на иностранные инвестиции в РФ. 23 июля 2007 года Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект «О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности РФ». В соответствии с этим документом иностранный инвестор сможет купить акции стратегической компании России только с разрешения спецкомиссии правительства во главе с премьером.
Однако вряд ли расширение списка компаний, которые могут быть приобретены иностранными инвесторами, существенно расширит спектр их участия в российской экономике. Исключение, вероятно, составят в данном случае авиационные и морские порты, занимающие монопольное положение на своих сегментах рынка, позволяющее в соответствии с его законами извлекать сверхприбыль, и схожие по положению на рынке предприятия других отраслей экономики.
На мой взгляд, надежды на то, что на российский рынок придут иностранные инвесторы со своим капиталом и инвестиционными идеями, в целом за последние 20 лет не оправдались. При ослаблении роли государственного управления в экономике России активно проявляют себя ее традиционные конкурентные слабости — климатического, территориального характера. У российских предприятий сейчас недостаточно собственных ресурсов для модернизации, что является в итоге одной из причин сохранения в РФ высокой инфляции, «отпугивающей» западных инвесторов. Во-вторых, борьба с коррупцией ведется сейчас без создания предпосылок для перемещения финансовых потоков из спекулятивного сектора, прежде всего, посреднических услуг на сегмент реальных вложений. Для ее успеха требуется создание в реальной экономике благоприятного налогового и инфляционного климата, что также отражает необходимость роста госрасходов.
Характерным в данном случае является пример российского автопрома, где активная деятельность правительства в сфере государственного планирования и финансирования способствовала в итоге росту интереса зарубежных инвесторов. Согласно последней поступившей на рынок информации, FIAT и Daimler уже фактически «проголосовали долларом» за подобную политику.
Рост рисков портфельных инвестиций, связанный с продемонстрированной в ходе кризиса несостоятельностью существующей в мировой практике системы их оценок, и возможное на этом фоне увеличение в ближайшие годы доли прямых вложений в мировых финансах дают российской экономике шанс для реализации своего богатого интеллектуального, сырьевого потенциала. Однако без усиления в экономике роли государственного планирования, управления и инвестиций этот шанс может быть упущен. Любые догмы свободного рынка в отношении того, каким образом наполнять бюджет, который будет служить базой для привлечения в страну производственных, а не спекулятивных инвестиций, в данном случае должны быть отброшены.