«РБК daily», Екатерина Белкина и Антон Вержбицкий: Банки будут банкротить по-новому
Кредиторам разрешат взаимозачет.
Кризис обогатил опыт конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций. Похоже, скоро у АСВ появятся новые стандарты работы в этом направлении — Минэкономразвития (МЭР) подготовило поправки в соответствующий закон. Если изменения будут внесены, у кредиторов при банкротстве банка будет больше шансов вернуть назад свои деньги.
Министерство экономического развития обнародовало проект изменений в ныне действующем законе «О банкротстве кредитных организаций». Одна из новаций МЭР состоит в том, чтобы кредиторы могли получать с банка долги не только деньгами, но и имуществом и долгосрочными правами требования (например, по кредитам на несколько лет). Как говорится в пояснительной записке к закону, практика выявила случаи, когда у банка есть имущество, взыскание которого реально, но требует длительного времени. Списание такого имущества или продажа по заниженной цене ведут к уменьшению размера конкурсной массы, а значит, после банкротства кредиторы получат меньше.
«Это привлекательная возможность для кредитора, если он сможет выбирать, что брать: деньги или имущество. Кредитору лучше получить на руки, например, недвижимость, чем ждать, пока ее продадут с дисконтом, а потом направят эти средства в конкурсную массу», — считает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников приводит в пример ликвидацию Ярбанка. «У него был завод, который тоже в предбанкротном состоянии. Пока длится банкротство, качество актива ухудшается. А если бы кредиторы захотели забрать завод, возможно, его бы удалось вернуть к жизни», — говорит г-н Мирошников. Такой вариант расчета с кредиторами также ускоряет процесс: до реализации имущества с молотка проходят месяцы, а то и годы, и только потом кредиторы получают эти средства.
МЭР предлагает и еще одно значимое изменение: все принятые судебные решения о взыскании задолженности с банка становятся недействительными со дня отзыва лицензии. Истцы, получившие решение суда, будут становиться в очередь кредиторов, а сумма их требований перейдет в конкурсную массу. Сейчас же судебные решения не имеют силы, если они приняты уже после начала процедуры банкротства. Некоторые кредиторы пользуются этой лазейкой в законодательстве. По словам адвоката МКА «Князев и партнеры» Максима Столярова, с момента отзыва лицензии до начала процедуры банкротства проходит около двух месяцев — именно в этот срок свои деньги успевает получить недобросовестный кредитор, а конкурсная масса для остальных уменьшается. «Кредитор, близкий к руководству банка или же просто давший откат, может узнать о проблемах банка и до отзыва лицензии. Он получает решение суда о взыскании задолженности и ждет. Если лицензия отзывается, кредитор успевает получить свои деньги», — говорит Максим Столяров.
Предусмотрена в новом законе и возможность перезачета требований. Сегодня, если у кредитора в банке есть и депозиты, и кредиты, то средства клиента попадают в конкурсную массу, откуда он в порядке очередности получает свои деньги. Новый закон предусматривает взаимозачет требований.
В новом законопроекте о банкротстве также упорядочен процесс возврата портфеля ценных бумаг, который должен быть разделен по счетам каждого клиента. Объем возвращаемых ценных бумаг должен определяться во время инвентаризации, но за вычетом средств, подлежащих перечислению контрагентам по сделкам клиентов, заключенным до отзыва лицензии, в том числе по сделкам РЕПО. Требования клиентов банка подлежат включению в реестр требований кредиторов и удовлетворяются в составе требований кредиторов третьей очереди.
Из конкурсной массы планируется исключить ипотечные ценные бумаги. «При выпуске ипотечных облигаций изначально может быть определено, что в случае банкротства бумаги поступают в другой конкретный банк. Также возможен вариант, когда этот банк определит собрание облигационеров — такая возможность предусмотрена в принятом законе о собственности», — говорит президент Ассоциации региональных банков «Россия» Анатолий Аксаков.