В сети приемных Президента РФ кардинально пересмотрен принцип работы с населением. Глава государства получает дополнительный источник информации о результатах деятельности региональных и местных властей. Об этих и других задачах, стоящих перед приемными президента, их отличии от приемных премьера Владимира Путина в интервью ИАА «УралБизнесКонсалтинг» рассказал руководитель приемной Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Олег Мальцев.— Олег Игоревич, приемная президента в Екатеринбурге открыта только полгода назад, значительно позже аналогичной структуры руководителя партии «Единая Россия» Владимира Путина. Зачем Екатеринбургу новая приемная?— Дело в том, что к главе государства поступает большое количество обращений, многие желают попасть на личный прием к руководителям администрации президента. Ранее такую возможность имели только жители Москвы, либо нужно было туда ехать, не зная, примут ли тебя и выслушают ли.
С созданием сети приемных по всей стране непосредственный контакт с главой государства и его администрацией значительно облегчен. Это достигается, в частности, в результате применения современных средств видео-конференц-связи. С 2009 года, с приходом в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан нового начальника — Михаила Михайловского, в администрации президента была активизирована очень большая работа в данном направлении.
В начале прошлого года была открыта приемная президента в Москве. Каждый день, кроме понедельника и воскресенья, там ведется прием граждан, рассмотрение письменных, в том числе и электронных, обращений. До конца этого года должно быть полностью завершено создание трехуровневой системы приемных президента: в Москве, в федеральном округе и в субъектах Федерации.
В нашем случае в целях оптимизации приемная в Екатеринбурге объединяет два уровня. Это делается для того, чтобы создать максимальную возможность для президента получать информацию непосредственно от граждан о ситуации на местах, а для граждан — донести свои проблемы до высшего уровня государственной власти. Таким образом, в результате создания приемных президента обеспечивается реализация конституционного права граждан на обращение к главе государства. Приемные Владимира Путина, соответственно, обеспечивают реализацию права граждан на обращение к главе правительства и председателю партии «Единая Россия».
— Какие принципиальные изменения в работе с обращениями граждан будут внесены в связи с созданием сети приемных президента?— Во-первых, практически все обращения, поступающие на имя президента России, в обязательном порядке рассматриваются. Даже если для решения поставленного вопроса обращение направляется в другой орган власти или должностному лицу, оно ставится на контроль и качество его рассмотрения оценивается в администрации президента.
Отсюда вытекает вторая важная функция — это контроль за исполнением указов и поручений главы государства региональными и местными органами власти. Меняется и техническая составляющая данной работы: создается единое информационное пространство по работе с обращениями.
— Как работает такая система контроля?— Руководство регионов регулярно информирует президента о выполнении поставленных перед ними задач, в том числе, к примеру, как выполняется тот или иной федеральный закон или указ президента. К примеру, по отчету всё выглядит неплохо, но в то же время мы наблюдаем всплеск обращений граждан по этому вопросу в приемную президента. Сопоставляя эти данные, можно понять, что реализацию конкретного вопроса в данном регионе необходимо пристально проверить.
— А как организована помощь населению?— Мы рассматриваем все обращения, иногда даже те, которые не подписаны. Ищем хоть какую-то зацепку: телефон, адрес, чтобы связаться и уточнить информацию. Кстати, со следующего года вступают в силу изменения в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», регламентирующие рассмотрение электронных обращений.
Президент уже неоднократно обращал на это внимание. В практическом аспекте рассмотрения обращений существеннейшую роль играют органы прокуратуры, к которым мы вынуждены обращаться для проведения проверок по фактам нарушения прав граждан. Вместе с тем можно отметить, что, к сожалению, уровень правовой грамотности населения еще весьма далек от удовлетворительного, особенно в глубинке. С одной стороны, у нас по любому вопросу идут к самому главному, раньше — к царю-батюшке, сейчас — к президенту как гаранту Конституции: «Вы мне и трубу замените, и министра поменяйте». В то же время люди зачастую просто не знают, к кому обратиться, поэтому у нас создано отдельное направление — информационно-справочная служба.
У нас в приемной штатные возможности ограничены, поэтому и режим работы «без выходных» мы пока позволить себе не можем. Но, тем не менее, работа с гражданами — это наша основная работа.
— По каким вопросам люди чаще всего обращаются в приемную президента?— В основном это проблемы социального характера: жилье, ЖКХ, пенсионное обеспечение, трудовые права. С начала 2010 года по всему УрФО в приемные обратилось более 10,5 тыс. граждан, конкретно в Екатеринбурге принято 1300 человек. В день, бывает, приходит до 50 человек. А у нас на приеме в постоянном режиме работают 3 человека, еще двое регистрируют и распределяют по компетентным специалистам.
В среднем принимается человек 30 за день. Порядка трети всех вопросов разрешается в ходе устной беседы, с остальными работаем более углубленно. 20—25% обращений удается решить положительно. Менее 1% — идут мотивированные отказы. Остальное, 75—78%, — разъяснительные ответы либо о действующих нормах законодательства, либо о порядке осуществления каких-либо интересующих гражданина действий.
К сожалению, иногда люди стремятся решить свои вопросы административным путем, в то время как часть из них может быть разрешена исключительно в порядке судопроизводства, а часть на самом деле не требует подключения административных органов и решается в гражданском порядке. С одной стороны, это понятно: когда проблему под контроль берет полномочный представитель президента или сам глава государства, этому сразу иной уровень придается. Но все равно, нельзя же все вопросы решать через административный ресурс, да и не идет это на пользу самому гражданскому обществу — его развитие замедляется.
— Чем объясняется такой наплыв просьб об административном содействии?— С одной стороны, эффективностью разрешения вопросов под контролем главы государства, а с другой — недостаточной эффективностью работы должностных лиц на местах. В свое время у нас было провозглашено право каждого обжаловать любые административные действия в суде. Это, безусловно, было достижение демократии! Вместе с тем по прошествии 15 лет можно видеть следующую картину: суды у нас просто захлебываются, а в государственных и муниципальных органах, которые компетентны решать вопросы граждан, можно услышать совершенно равнодушный ответ: «Идите в суд. Какое решение примет — мы так и сделаем». А вы здесь для чего, почему наделенный властью и полномочиями чиновник не может разобраться в подведомственном ему вопросе?
Я полагаю, что целесообразно было бы по ряду вопросов ввести досудебный порядок обжалования, при котором обжалование сначала производилось бы вышестоящему руководителю. И при этом четко прописать строгую персональную ответственность чиновника за необоснованный отказ в решении вопроса гражданина. Тогда суды будут рассматривать только действительно сложные и спорные дела.
— Вы объясняете людям, что нужно делать, чтобы решать глобальные проблемы?— Исходя из содержания проблемы. Недавно к нам пришел человек с предложением возродить дирижаблестроение, якобы это безопасней, чем самолеты. Здесь комментарии излишни. Другое предложение было об увеличении использования алюминия в промышленности. Данное предложение, по-видимому, интересное, только чтобы такие вопросы действительно решать, нужны серьезные разработки. Приходится разъяснять, что для этого необходимо обратиться в министерство промышленности, возможно, запатентовать свою идею, а может, опять же не рассчитывая на административные механизмы, — непосредственно к бизнесу.
Пытаться решать все вопросы через президента неправильно. Некоторые, приходя на прием, требуют соединить прямо с президентом! Мы максимально стараемся разбираться в вопросе, направлять в компетентные органы и контролировать рассмотрение. Кстати, по поручению полномочного представителя президента Николая Винниченко в течение текущего года были проведены проверки организации работы с обращениями граждан в 7 государственных и муниципальных органах власти. Особое внимание в ходе проверок было уделено именно качеству и полноте рассмотрения обращений.
— И каковы результаты таких проверок? Кто-то лишился руководящего поста?— Каждая проверка выявила нарушения в работе. По результатам все ответственные сотрудники привлечены к ответственности, в том числе и в виде лишения премий. То есть негативную реакцию на свою работу они ощутили на собственном кармане. До увольнения пока дело не дошло. Приемная — это одна из форм контроля чиновников на местах, но решение принимается в результате комплексной оценки их деятельности. У нас полгода работы только — думаю, еще многое впереди.
— Параллельно в Екатеринбурге ведется работа с гражданами в приемной председателя партии «Единая Россия» Владимира Путина. Вы не чувствуете конкуренции? О работе приемной премьера чаще говорят в СМИ.— Конкуренции нет, работаем мы параллельно. Наверное, в деле решения проблем граждан со стороны государства не должно быть конкуренции — каждый на своем месте должен трудиться с полной отдачей. Ваше замечание относительно информации в СМИ справедливо: надо чаще общаться с журналистами, рассказывать о результатах работы. Такая задача поставлена перед нами полномочным представителем, и, естественно, мы будем стараться ее выполнить. При этом, думаю, лучший пиар — реальные дела. Николай Александрович, кстати, очень пристально следит за работой с обращениями граждан: постоянно изучает обзоры обращений, аналитику, отдельные обращения рассматривает сам, проводит личный прием. По результатам всегда дает новые поручения, корректирует нашу работу.
— Почему выбрано именно здание на набережной Рабочей Молодежи, 2? Ведь в нем ранее размещались общественные организации.— В апреле 2009 года Дмитрий Медведев поручил своим полномочным представителям в федеральных округах совместно с руководителями субъектов Федерации создать приемные президента. От тогдашнего руководства Свердловской области поступило предложение о размещении приемной в данном здании. Фактически в здании общественные организации не размещались, оно использовалось только для проведения периодических мероприятий. Вместе с тем Николай Александрович согласовал данный вопрос только после проведения консультаций с общественниками и только после того, как правительство Свердловской области предоставило общественным организациям другую площадку для проведения их мероприятий.
В настоящее время в здании на Володарского, 9, проводится капитальный ремонт. Рассматривается вопрос о предоставлении площадки во Дворце молодежи для периодического проведения мероприятий общественных организаций Дома мира и дружбы. При этом полпред поручил одному из своих заместителей обеспечить действенный контроль и участие в решении всех возникающих по этой теме вопросов с регулярным личным докладом.
— Недавно в Екатеринбурге было открыто новое здание полпредства. Почему нельзя разместиться там?— Проект здания на Добролюбова создавался в 2000—2001 годах, потом были некоторые доработки. И тогда как-то, видимо, упущен был этот момент. Надо признать, в то время работе с обращениями граждан не уделялось должного внимания. Вместе с тем есть и объективные причины: во вновь построенном здании нельзя соблюсти главный принцип — свободного доступа граждан. В резиденции находится охраняемое лицо, там ФСО ввело особый режим безопасности. В старом здании на Октябрьской площади у нас был отдельный вход, под аркой. Тогда, кстати, в прессе писали, что общественная приемная такого уровня находится в трансформаторной будке. Ну стыдно ведь — люди на улице стояли.
— Хорошо, нужно отдельное здание, но зачем нужно было кого-то выселять? Неужели в центре Екатеринбурга недостаточно подходящих помещений, чтобы разместить штат из 5 человек?— Дело не в размещении штата, а в удобстве для посетителей и статусе учреждения. Кроме того, тут не 5 человек работает: на первом этаже находятся технические службы, регистрация и комната приема для людей, ограниченных в свободном передвижении; на втором этаже — вместительный зал ожидания, комната матери и ребенка, кабинеты приема; на третьем — кабинет президента, в нем ведут прием полномочный представитель, его заместители и помощники, проходят видеоприемы, там же расположены кабинеты сотрудников, которые обеспечивают работу совещаний.
Это здание многофункциональное, оно позволяет также проводить видеосовещания. Наверное, могло найтись и другое здание, но, повторюсь, это было предложение руководства области, и сделано всё необходимое для обеспечения интересов всех заинтересованных лиц, в том числе и президента. Согласитесь, что выбор помещения для приемной главы нашего государства не должен вестись по остаточному принципу.
— В какую сумму обходится аппарату полпреда содержание общественной приемной?— Затрудняюсь с ответом. Дело в том, что этим вопросом непосредственно занимается управление делами президента. Единственное, что могу сказать, — на сегодняшний день этот вопрос пока решается при серьезной поддержке Свердловской области. Так что этот вопрос немного не по адресу. Моя задача — обеспечить прием и качественное рассмотрение обращений граждан.
Для размещения приемной Дмитрия Медведева в Екатеринбурге пришлось переселять общественные организацииВ резиденции полпреда приемную главы государства размещать не стали: там, где работает охраняемое лицо, свободный доступ граждан ограниченРоскошным площадям общественной приемной Дмитрия Медведева на Урале может позавидовать любая коммерческая структураУ Николая Винниченко в здании приемной президента есть персональный кабинетОлег Мальцев признает, что приемная Дмитрия Медведева еще не так «раскручена», как приемная Владимира ПутинаПриемная Дмитрия Медведева на Урале принимает граждан семь с половиной часов в неделю