Совладелец бизнес-центра «Антей» Андрей Гавриловский не оставляет попыток найти средства на завершение высотки-долгостроя. На продажу по условно сниженной цене выставлен еще один этаж в третьей очереди проекта, но пока коммерческое предложение не вызвало ажиотажа среди инвесторов. Параллельно предприниматель объявил конкурс на название для небоскреба.
В течение нескольких недель в средствах массовой информации Екатеринбурга появляются рекламные объявления о продаже пятого офисного этажа в недостроенном «Антее». При покупке от 45 кв. метров стоимость «квадрата» составляет 120 тыс. рублей. Оптовым покупателям предлагается скидка: 119,8 млн. рублей за все 1198 кв. метров этажа.
Это уже не первая попытка Андрея Гавриловского найти дольщиков для своего проекта, превратившегося в итоге в скандальный долгострой. Около полугода назад были выставлены на продажу верхние этажи, предназначенные под гостиницу, общей площадью около 11 тыс. кв. метров. Тогда бизнесмен рассчитывал выручить со сделки 1,3 млрд. рублей, достроить на них паркинг бизнес-центра и начать реализацию других проектов. Однако ни одна из гостиничных сетей, вопреки ожиданиям Андрея Гавриловского, проектом не заинтересовалась.
Тогда была предпринята попытка реализовать так называемые «апартаменты» на верхних этажах здания. Потенциальным покупателям предлагалось внести 50% от суммы и купить пентхаус по 158 тыс. за кв. метр, а при 100%-ной единовременной оплате — «всего» по 155 тыс. за «квадрат». Но и тогда инвесторы более чем критично отнеслись к предложению, объясняя скепсис явным несоответствием цены и качества.
Сейчас, спустя полгода, взгляд инвесторов на БЦ «Антей» существенно не изменился. По мнению директора ООО «Агентство недвижимости «Диал» Александра Дмитриева, офисный этаж выставлен на продажу лишь для того, чтобы определить текущую конъюнктуру рынка.
«Антей» — это эксклюзивный объект, который нельзя продавать, опираясь на традиционный сравнительный метод оценки. Возможно, собственник сознательно выставляет его на продажу, чтобы понять конъюнктуру рынка и успокоиться, чтобы строить дальнейшие стратегии.
«По моим ощущениям, заявленная цена слишком высокая даже для эксклюзивного предложения. На рынке коммерческой недвижимости, в отличие от жилой, оздоровления после кризиса нет», — считает Александр Дмитриев.
Еще критичней к бизнес-предложению отнесся финансовый аналитик Константин Селянин. Эксклюзив нынче не в моде — кризис и ослабление рынка всё еще дают о себе знать. Сегодня, в отличие от более благополучных 2007—2008 годов, желающих доплачивать за пафосный адрес в первом екатеринбургском небоскребе крайне мало. Поэтому и владельцам «Антея» эксперт советует поумерить аппетиты.
«Мне кажется, это предложение не выглядит слишком заманчивым. Сегодня без труда можно найти офисы любого класса. За эти же и даже за меньшие деньги можно купить уже завершенный офис того же уровня. Тем более что «Антей» еще не сдан, и когда он будет сдаваться — не очень понятно. Там, насколько я знаю, к внутренней отделке еще не приступали», — заявил Константин Селянин.
Скорее всего, Андрею Гавриловскому и дальше придется делать значительную скидку на свой объект, если, конечно, перед ним действительно стоит задача продать площади. В противном же случае достраивать высотку придется за свой счет и уже потом выставлять на реализацию готовые к открытию метры.
«Реальность такова: здание недостроено, на завершение нужны внушительные деньги, кредиты продолжают «капать». Те, кто уже купил помещения, видимо, тоже проявляют недовольство. Поэтому надо выставлять гораздо более заманчивые предложения, чем это. Не надо кормить себя иллюзиями, что кризис закончился и цены вернулись к докризисному уровню. Такого нет. Надо выставлять адекватную стоимость, в этом случае появятся шансы продать и получить деньги на достройку здания. Иначе это может закончиться весьма печально», — предположил аналитик.
Плачевным для владельцев БЦ «Антей» вариантом развития событий может стать окончательная заморозка объекта и развенчание амбициозного проекта первого уральского небоскреба. С учетом существенного влияния на риэлторский бизнес кризисных явлений перспектива эта более чем реальная. Третья очередь «Антея» изначально готовилась к сдаче еще в благополучном 2008 году. Одновременно выставлялись на продажу самые лакомые куски.
Сейчас, спустя годы, инвесторы проекта по-прежнему ищут средства для завершения мегастройки. Кстати, предприниматель уже объявил среди горожан конкурс на название для небоскреба; возможно, новое имя проекта поможет сдвинуть дело с мертвой точки.
Анна Шабалина