Статьи
10.08.2010

Бизнесмен просит у Президента России защиты от ОАО «Уралсвязьинформ»

Бизнесмен просит у Президента России защиты от ОАО «Уралсвязьинформ». Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.com Скандальный конфликт между ОАО «Уралсвязьинформ» и челябинским клиентом компании, длящийся уже год, получил продолжение. Директор ООО «МС групп» Сергей Макаренко, обвиненный в невыплате миллионного долга за телефонные переговоры, претензий связистов не признает и уже обратился с жалобой к Президенту РФ Дмитрию Медведеву. Однако юристы считают, что шансов одержать победу над монополистом у него немного и советуют подойти к проблеме с другой стороны.

Напомним, больше года назад «Уралсвязьинформ» прислал своему клиенту — «МС групп» — счет за услуги на 1,1 млн. рублей. Руководитель фирмы признавать такие расходы отказался, после чего компания отключила корпоративный телефон. Позже оператор обратился в суд с требованием взыскать с неплательщика требуемую сумму. Со встречным иском выступил и сам С. Макаренко, уверяя, что счет — это ошибка системы.

Согласно этому документу с аппарата «МС групп» было совершено порядка 50 звонков в разные точки планеты — от Австрии до Зимбабве. Причем некоторые звонки совершались одновременно и из разных городов страны. Основываясь на этих несоответствиях, С. Макаренко потребовал аннулировать долг и признать факт мошеннических действий со стороны третьих лиц.

Однако ОАО «Уралсвязьинформ» на помощь своему партнеру в непростой для него ситуации не пошло. В компании, судя по всему, решили, что раз по формальным основаниям бизнес-структура должна оплатить счет, при всей его явной несуразности и подозрительной схеме организации звонков, то и говорить о клиентоориентированности в данном случае неуместно. Тем более что законодательство в данном вопросе потребителя услуги защищает слабо.

В результате суд встал на сторону связистов и обязал бизнесмена выплатить долг. Правда, сумма его была значительно сокращена — до 384 тыс. рублей. При рассмотрении апелляции решение изменено не было. Сейчас С. Макаренко намерен подать кассацию в высшую судебную инстанцию и написать письмо с жалобой на действия «УСИ» Дмитрию Медведеву.

Но в положительный исход дела уже не очень верит и сам пострадавший, и эксперты. Российское законодательство никак не регулирует ситуацию, когда SIM-карты клонируются и оказываются в руках мошенников (по всей видимости, именно это и произошло с челябинцем). Оператор связи в этом случае освобождается от ответственности, а клиент фактически оказывается незащищенным.

Как отмечают в самом «Уралсвязьинформе», расследование случаев клонирования SIM-карты не является обязанностью оператора — это прерогатива правоохранительных органов. Клиент, в свою очередь, подписывая договор, берет на себя обязанность письменно сообщать компании об утрате или краже мобильного телефона. До тех пор все счета за него оплачивает абонент. Правда, не ясно, как в этом случае квалифицировать клонирование SIM-карт (как правило, клиент даже не догадывается о том, что сделан дубликат карты).

По мнению вице-президента Всероссийской лиги защитников потребителей Андрея Артемьева, клонирование карты может быть произведено и при вольной или невольной поддержке со стороны оператора связи, у которого есть вся необходимая для этого информация. Тем более что аппаратура, с помощью которой можно провести процедуру клонирования SIM-карты, сейчас продается почти легально.

Но в «УСИ» предпочитают перекладывать ответственность за сохранность оборудования на своих клиентов.

«Мы изначально просим всех своих абонентов очень внимательно и аккуратно пользоваться SIM-картой, никогда не оставлять ее посторонним лицам даже на непродолжительный отрезок времени (для закачки мелодий или игр, при ремонте аппарата и в других случаях). Свою SIM-карту нужно оберегать от несанкционированного доступа не менее тщательно, чем банковскую карту, потому что в обоих случаях речь идет о деньгах», — заявляют в компании.

Формальную правоту «Уралсвязьинформа» отмечают и юристы, констатирующие бессилие российских законов перед современными технологиями мошенников. По мнению адвоката Ивана Кадочникова, эта ситуация стандартна и не нова, так же как предсказуем ее исход.

«Ситуация не оригинальна — произошло клонирование SIM-карты. ОАО «Уралсвязьинформ» обратилось в суд по взысканию задолженности с ООО «МС групп». Естественно, по арбитражному делу компания выиграла. Это связано с тем, что обсчет биллинговых услуг производится самим «Уралсвязьинформом» и только эта компания знает — кто, кому, куда и когда платил. Возможно, вред «МС групп» и причинен действиями третьих лиц, клонировавших телефонную карту, но наши правоохранители не в состоянии расследовать это дело. Поэтому фирма, скорее всего, не сможет взыскать с мошенников всё то, что они наговорили. Посему в суде «Уралсвязьинформ» и впредь будет побеждать», — считает Иван Кадочников.

Андрей Артемьев уверен, что за кражу имущества «МС групп» несет ответственность государство, которое и должно отвечать за незаконное использование SIM-карты. Правда, и правозащитник признает, что без долгих судебных тяжб проблему вряд ли удастся решить.

«Вообще, собственник обязан знать все нюансы, а потребитель — нет. Поэтому в данном случае вполне возможно нарушение прав потребителей. Есть еще один выход. По сути, произошла кража, а за кражу у нас отвечает государство. Поэтому я бы также посоветовал владельцу обратиться в международный суд», — заявил Андрей Артемьев.

Возможно, в ближайшем будущем Сергей Макаренко будет вынужден последовать этому совету. Во всяком случае, зарубежная судебная практика более знакома с подобными случаями мошенничества, нежели российская. Поэтому нельзя исключать, что едва ли не впервые российская компания уровня ОАО «Уралсвязьинформ» и расстроенный ею потребитель встретятся, к примеру, в Европейском суде.

Пока же все надежды челябинского предпринимателя связаны с технической подкованностью российского президента.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
26.06.2012 Восточное негостеприимство: правилами игры Turkish Airlines в Екатеринбурге возмущены пассажиры и правозащитники

Клиенты Turkish Airlines в Екатеринбурге возмущены поведением авиакомпании ...

31.03.2011 Странная связь «Уралсвязьинформа»

Сомнительный партнер оператора по бизнесу требует от жителей Екатеринбурга оплатить несуществующие долги ...

08.04.2010 ОАО «СКБ-банк»: У нас не зафиксированы случаи посягательств SMS-мошенников на банковские карты наших клиентов

УрБК, Екатеринбург, 08.04.2010. В ряде СМИ появилась информация об активизации SMS-мошенников, посягающих на банковские ...

02.10.2009 МТС, «Мегафон» и Utel объединились для профилактики мобильного мошенничества

1 октября в Екатеринбурге состоялся первый совместный телемост ведущих игроков рынка телекоммуникаций Урала — МТС, ...

01.10.2009 Директор департамента управления обслуживанием клиентов ОАО «Уралсвязьинформ» (ТМ Utel) Алексей Ниденс: Мы принимаем целый ряд мер для предупреждения и пресечения попыток мобильного мошенничества

УрБК, Екатеринбург, 01.10.2009. «Как и другие операторы сотовой связи, мы периодически регистрируем всплески ...