Службы частных такси Екатеринбурга готовятся объединить «черные списки» клиентов. Как заявляют предприниматели, в ситуации большого объема предложения, а на рынке работают более 100 транспортных компаний, они все чаще сталкиваются с недобросовестностью потребителей. Пассажиры отказываются платить за уже оказанные услуги, забывают о сделанном заказе и хулиганят в машинах.
Как заявляют в компании «Автоград» (бренды «Автоград» и такси «Пуля»), от 2 до 5% всех пассажирских перевозок клиентами не оплачивается. Как рассказала УрБК менеджер по персоналу ООО «Компания Автоград» Вероника Першина, чаще всего это происходит в ночное время, а также в праздничные и выходные дни.
«Люди выпивают и им становится не до машины. Они просто не выходят, когда такси подъезжает», — привела она одну из наиболее распространенных причин.
Сложности коллег из «Автограда» остальные игроки называют общими для рынка.
Пассажиры уральских такси все чаще хамят водителям и отказываются платить за проездКак заявляет управляющий службы такси «Мой город» Александр Петров, в компании также есть случаи неоплаты клиентами заказов.
«Основное нарушение, которое допускают клиенты — неоплата заказа, также часто бывает и такое, что клиенты попросту не выходят к машине. Кроме того, встречаются не совсем адекватные пассажиры — в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Здесь уже водитель сам решает, везти такого пассажира или нет», — говорит Александр Петров.
Представители транспортных компаний признают: реальных средств воздействия на нерадивых пассажиров у них просто нет. Формально они не заключают никаких договоров, и доказать факт оказания услуги оказывается очень и очень сложно. Кроме того, суммы понесенного ущерба, как правило, столь незначительны, что обращаться по ним в суд не имеет смысла.
Именно поэтому практически единственным способом борьбы со «штрафниками» для таксомоторных компаний становится создание «черных списков» и «баз неблагонадежных клиентов». В них заносятся телефоны граждан, не оплативших свою предыдущую поездку или доставивших неудобства таксистам.
В компании «Автоград» признают, что у них такой список уже есть. «Официально о нем не говорят, но фактически такая база существует», — признает Вероника Першина.
Суть метода такова. Задолженность клиента, который не оплатил пассажирскую перевозку, заносится на номер его телефона. Информация об этом сохраняется в электронной базе. Когда диспетчер принимает заказ, программа автоматически выдает имеющуюся по номеру телефона, с которого поступает заявка, информацию. Если с этого номера «выскакивает» задолженность, то сотрудник может не принять заказ, в случае если клиент отказывается оплатить «штраф». Вероника Першина особо подчеркивает, что компания располагает только информацией о номере телефона заказчика и не более.
На улицах Екатеринбурга работают около сотни крупных и мелких частных таксиВ такси «Хохлома» есть примерно такая же база — по номерам телефонов. Однако перевозчик сразу же не огорошивает клиента информацией об имеющейся у него задолженности, как и не отказывает в повторной перевозке. Такси оказывает ему последующую услугу, после чего просит оплатить имеющийся долг.
«Мы создаем ситуацию необратимости оплаты», — сказали УрБК в компании «Хохлома», не пояснив, каким именно образом получают от клиента деньги при его нежелании оплачивать старые долги или несогласии с наличием какой-либо задолженности.
«Впрочем, у нас таких клиентов единицы. Ведь у нас категория клиентов выше; дресс-код, фейс-контроль надо смотреть на месте», — сказал представитель компании, признав, что им, впрочем, приходится сталкиваться со случаями хулиганства не совсем трезвых пассажиров.
В компании «Мой город» есть программное обеспечение, которое позволяет автоматизировать систему входящих звонков. В случае неоплаты заказа, или так называемого «ложного вызова», система при повторном звонке отображает «черный» номер телефона и диспетчер уже знает, что ему звонит неблагонадежный клиент. База подобных клиентов постоянно обновляется — кто-то впервые попадает туда, а кто-то выходит из нее и становится «нормальным», добропорядочным клиентом.
Сейчас среди руководителей екатеринбургских таксомоторных компаний обсуждается возможность взаимного обмена «черными списками» и создание единой базы недобросовестных пассажиров. Такая система может появиться уже в самое ближайшее время.
«Единая база недобросовестных клиентов помогла бы диспетчерам оценивать ситуацию в режиме «здесь и сейчас». Сегодня хорошо тем службам такси, которые уже имеют программное обеспечение, позволяющее автоматизировать систему «черных» списков», — говорит управляющий службой такси «Мой город».
Даже руководство такси «Хохлома», имеющего мало опыта взаимодействия с недобросовестными клиентами, было бы не против создания общего для перевозчиков «черного списка», чтобы вовсе избежать каких-либо простоев и убытков. Однако представитель компании не верит в то, что эта проблема может быть с легкостью решена.
«Менталитет у русских людей такой. Могут и не заплатить», — то ли пошутил, то ли серьезно сказал собеседник УрБК.
Независимые эксперты при этом отмечают, что данные методы минимизации рисков бизнеса далеко не всегда законны.
«Формально есть закон о защите персональных данных, согласно которому для создания единой базы так называемого черного списка клиентов требуется письменное согласие на это самого клиента. Другими словами, третье лицо может хранить информацию о вас, но только с вашего же разрешения. В тоже время, законом четко не определено какая информация включается в эту базу: прокуратура находит нарушения в размещении только фамилий должников за коммуналку на дверях домов, некоторые авторитетные юристы считают, что только фамилия, имя и отчество являются персональными данными, более трезвые головы говорят о совокупности фамилии, имени, отчества и паспортных данных. На практике создавать такие базы для внутреннего пользования можно, но с соблюдением требований закона. Если наши «таксисты» ведут такую базу — формально это незаконно», — заявил УрБК адвокат Иван Кадочников.
Тем не менее, в службах такси признают: в сегодняшней ситуации клиент может спокойно менять компанию, после каждого факта неоплаты услуги, и таким образом, причинять убыток многим компаниям подряд. Единственной возможностью избежать этого является создание единой базы недобросовестных клиентов.