«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: 20 лет на решение квартирного вопроса
В последние годы, особенно с принятием приоритетных национальных проектов и программ демографической политики, где жильё, рождаемость, сохранение и развитие человеческого потенциала оказались особо контролируемы государством, движение на жилищной стройке стало довольно бурным.
Если с середины 90-х годов прошлого века и до середины 2000-х в стране вводилось в разные годы 31—41 млн. кв. м жилья, то в 2006-м построили уже почти 51 млн. кв. м, в 2007-м — 61,2 млн., и в 2008-м превысили показатели всех времён — 64,1 млн. кв. м.
В Екатеринбурге, чей Стратегический план развития, по сути, упредил национальные приоритеты, это движение началось на несколько лет раньше, чем в стране, а с принятием общероссийских проектов лишь ещё более усилилось. Ещё за три года перед кризисом раз за разом в уральской столице устанавливались исторические рекорды, по темпам прироста вводимого жилья Екатеринбург намного опередил все мегаполисы России — в том числе Москву и Санкт-Петербург. И в 2008-м был зафиксирован годовой максимум — 955 тыс. кв. м, мы вплотную приблизились к европейскому нормативу ввода жилья на душу населения.
Прошлый кризисный год дал некоторую «слабину» в жилищной стройке, объёмы ввода снизились, однако по расчётам, верность которых не так давно ещё раз подтвердил глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, в этом году уральская столица сдаст более 900 тыс. кв. м — это практически докризисный объём. Прогнозы федеральных властей в жилищной стройке по стране скромнее: 60 млн. кв. м — это фактически уровень прошлого года. И лишь с 2011 года, как считают в Министерстве регионального развития РФ, начнётся прирост на 3—5% ежегодно, что позволит к 2015-му нарастить объём до 71 млн. кв. м.
Понятно, что территория территории — рознь. На тот же Екатеринбург, чьё население составляет менее трети населения области, приходится порядка 55% всего возводимого на Среднем Урале жилья. Но даже почти тройной рост жилищной стройки (в Свердловской области с 617 тыс. кв. м. в 2000 году до 1 702 тыс. в 2008-м) так и не смог поспособствовать кардинальному решению квартирной проблемы. Свежие данные Свердловскстата свидетельствуют, что к январю 2010 года в очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях стояло 78 тысяч свердловских семей, причём почти половина из них ожидают квартиру 10 и более лет. К слову, в сводке речь идёт только о тех, кто по каким-либо параметрам может претендовать на социальное жильё.
Но вот какая закавыка: строить можно было бы и больше — строительных мощностей достаточно, в нашем регионе уж точно, — но можно ли построенное жильё продать? В прошлом году, по экспертным оценкам, каждая 6-я построенная на Среднем Урале квартира осталась незаселённой. Цены на жильё кусаются, и рынок жилой недвижимости не насытился настолько, чтоб цены падали; у людей нет накоплений, чтобы купить жильё сразу, а инструментов, которые бы позволили не переплачивать тройную стоимость квартиры, нет.
Доля семей, которые могли бы купить квартиру за свои и заёмные средства, — 17%. А социологические исследования показывают, что жилищная проблема стоит перед 60% российских семей. Причём для половины из них она настолько остра, что «требует решения в ближайшие 3 года», — записано в концепции федеральной целевой программы «Жилище» до 2015 года.
Но, похоже, в решении жилищного вопроса забрезжил свет. На прошлой неделе председатель Правительства РФ Владимир ПУТИН утвердил Стратегию развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года. Задача стратегии — достичь за 20 лет такого экономического баланса, чтобы цены на жильё, условия ипотеки, доходы людей позволяли приобретать жилье 60% российских семей (задача расписана этапами: к 2015 году — 30%; к 2020-му — 50%).
Согласно документу, ставка будет делаться на строительство жилья экономичного класса. Доля ипотеки в сделках с жильём, планируется, возрастёт до 50% (ныне эта доля всего 12%). Процентная ставка по кредитам должна снизиться настолько, чтобы к инфляции добавлялось всего 1—2% (сегодня в среднем добавляется 5,6% — и средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам составила к июню с. г. 13,4%). Средний срок ипотечного жилищного кредита должен увеличиться с 16,5 года (факт на сегодня в среднем по стране) до 21,5 года в 2015-м; до 30 лет в 2020-м; и в 2030-м — до 32 лет. К 2020 году, по расчётам Правительства, пенсионные резервы, активы негосударственных пенсионных фондов и инвестиционных фондов вырастут в 20 раз, и эти деньги можно было бы обратить, говорится в Стратегии, в долгосрочные и надёжные активы «в объёмах, сопоставимых с прогнозируемым объёмом рынка ипотеки». Таким образом, до 70% рынка ипотеки должно будет фондироваться за счёт выпуска ипотечных ценных бумаг.
В ходе реализации Стратегии доля нуждающихся в улучшении жилищных условий постепенно сократится до постоянной величины, «определяемой демографическими и социальными процессами, изменением стандартов жилищного обеспечения и обновлением жилищного фонда»; рынок жилья и ипотеки «перейдёт к фазе стабилизации».