«Вечерний Екатеринбург»: О предложениях по реализации проекта «Большой Екатеринбург»
— До 5 июля — губернатором Свердловской области был обозначен этот срок для подачи предложений от глав городов по проекту «Большой Екатеринбург». Вы их предоставили. В чём их суть?
— К сожалению, после того как губернатор направил данное предложение руководителям всех муниципальных образований, которые потенциально могли бы войти в состав Большого Екатеринбурга, началось очень много спекуляций, было организовано большое количество митингов-протестов. Явно в организованном порядке пытаются дискредитировать и сорвать реализацию этого проекта. Проект «Большой Екатеринбург» действительно фигурировал в Стратегическом плане развития Екатеринбурга, который был принят в 2003 году. Уже тогда было ясно, что это проект не столько Екатеринбурга, сколько области, и реализовать его можно, только имея политическую волю со стороны руководства Свердловской области. Достаточно длительное время такой политической воли не было, более того, к этому проекту отношение было не столь серьёзным. С Приходом нового губернатора ситуация изменилась, перспектива реализации этого проекта, на мой взгляд, стала понятной в том числе и для руководителей областного уровня. Свердловская область, правительство, губернатор взяли на вооружение реализацию этого проекта. Это их проект, потому что одному Екатеринбургу его реализовать невозможно. Были разосланы письма о том, что губернатор и правительство поддерживают реализацию этого проекта, и были запрошены предложения от руководителей органов местного самоуправления о том, как его можно реализовать.
Екатеринбург ещё 3 месяца назад сформулировал своё видение этого вопроса. Мы считаем, что этот проект должен быть реализован не в виде агломерации, потому что, к сожалению, такая аморфная форма, как агломерация, непонятна по вопросу разделения функций, полномочий, вопросу обозначения зон ответственности. Как правило, никакого серьёзного эффекта она не даёт. В масштабе страны мы можем видеть агломерацию СНГ и те проблемы, которые существуют в рамках СНГ, находятся на межгосударственном уровне. На более низком уровне ситуация будет более сложной, потому что в рамках агломерации всегда доминирует местный интерес над интересом общественным.
Наше предложение заключается в создании единого муниципального образования. Естественно, что должны быть организованы публичные слушания по этому вопросу, должно быть учтено мнение населения. Отрадно, что в понимании этого вопроса со стороны губернатора и правительства области присутствует одна объединяющая главная идея — что просто за счёт арифметического сложения потенциала Екатеринбурга и близлежащих городов получить синерге-тический эффект будет достаточно сложно. Необходимы конкретные проекты, которые заинтересуют и жителей Екатеринбурга, и жителей близлежащих городов, нужны дополнительные материальные вложения, для того чтобы выровнять уровень жизни в центральной части Екатеринбурга и в периферийных районах Большого Екатеринбурга... В разговорах с губернатором было уделено внимание необходимости закладывать средства в бюджет 2011 года, для того чтобы эти проекты разрабатывались.
На сегодняшний день идёт спекуляция. Этот процесс запущен недальновидными политиками. Сегодня этот процесс подхвачен и авантюристами. На митинге, который проходил на территории города Березовский, люди выступали против насильного вхождения в состав Большого Екатеринбурга. Их аргументы нелепы: «Нас припишут к поликлинике, расположенной в районе Химмаша», «Чернецкий заставит нас срочно менять паспорта». Масса таких необоснованных поводов была высказана...
Данный проект непростой: он потребует времени, потребует принятия ряда принципиальных решений. Действительно, имеются определённые сложности. Но тот эффект, который в конечном итоге будет получен не через год, 2, 5 и даже 10 лет (проект рассчитан на многие 10-летия вперёд), будет таков, что с ним ничего сравниться не сможет. Будет разработана эффективность использования земельных ресурсов, энергетических ресурсов. Существующее положение социальной сети, медицинских учреждений, учебных учреждений таково, что кто в этом деле будет разбираться, без труда сможет это сделать.
Город Екатеринбург свои предложения направил. В эти предложения включён предполагаемый план перехода, т. е. представлены те мероприятия, которые необходимо выполнить, чтобы соблюсти все юридические моменты. Разработаны бланки документов, которые должны быть рассмотрены в каждой территории, и в конечном итоге их должны принять. Узловым вопросом, который должен быть рассмотрен областной Думой, является Закон Свердловской области о создании муниципального образования «Большой Екатеринбург».
— Какие консолидирующие проекты, которые будут выгодны и жителям Екатеринбурга, и жителям Березовского, Среднеуральска?
— Это рациональное использование земельных ресурсов. Например, сегодня межселенные территории, которые находятся на окраине Екатеринбурга и Верхней Пышмы, соответствующим образом застраиваются. Нужен пересмотр Генерального плана всей большой территории, чтобы рационально размещать жильё. Промышленные зоны соответствующим образом должны быть вынесены за пределы города.
Агломерация складывается стихийно, и когда в середине агломерации будет находиться производство, с точки зрения экологии, для жителей всех окружающих данную территорию населённых пунктов — Екатеринбурга, Верхней Пышмы, Березовского — ситуация будет складываться отнюдь не положительного характера.
Рациональное использование энергетических ресурсов. Рациональное планирование развития всей зоны Большого Екатеринбурга. В Березовском создавалась программа, носящая название «Зелёная долина». Её реализовывали без учёта мнения Екатеринбурга. Считалось само собой разумеющимся, что подключение к источникам водоснабжения будет осуществлено со стороны Екатеринбурга. В балансах города Екатеринбурга ничего подобного предусмотрено не было. Никто не учитывал столь серьёзный расход воды.
Такая же ситуация, касающаяся дорог. Считают, что если построят посёлок на территории Большого Екатеринбурга, то в Екатеринбург будут добираться по ул. Малышева, которая сегодня едва справляется с существующим потоком машин. Кто будет заниматься организацией транспортного обслуживания? Например, территория в районе Медного, которая рассматривается для строительства низкоэтажных коттеджей. У данной территории есть недостатки: она расположена на далёком расстоянии от инженерных сетей. Сегодня общими усилиями стоит разрабатывать ту территорию, которая ближе расположена к тепловым источникам, источникам водоснабжения, а не каждый самостоятельно будет реализовывать собственные проекты, которые, с точки зрения эффективного использования ресурсов, не вполне рациональны. В этом смысле интерес региональной власти присутствует, так как в конечном итоге это всё касается денежных вопросов. Реализация проекта «Большой Екатеринбург» является не сиюминутным вопросом. Его нужно воспринимать как процесс, где шаг за шагом нужно следовать к поставленной цели.
— Если мы хотим, чтобы наши дети жили в хорошем, красивом, большом и преуспевающем городе, мы должны задуматься о будущем.
— Город Екатеринбург сам по себе уже является и красивым, и преуспевающим. Вопрос заключается в том, что сегодняшними масштабами Екатеринбург не ограничится. В данный момент стихийное объединение происходит. Однако без объединений административных ресурсов, властных полномочий невозможно заниматься качественным планированием развития территорий, получением соответствующего эффекта. В том числе возникает невозможность рационального использования денежных средств, которых не так много ни у Екатеринбурга, ни у городов-спутников, ни у Свердловской области.
— Предложения направлены. Сейчас ожидается ответный шаг от областных властей.
— Сейчас областные власти, осознавая все нюансы, должны совершать последовательные шаги к постепенной реализации проекта «Большой Екатеринбург».