Мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий впервые оценил свою роль в проекте «Большой Екатеринбург» и прокомментировал позицию противников объединения. О том, почему у сторонников альтернативного плана по слиянию уральской столицы с городами-спутниками нет шансов, он рассказал сегодня после бюджетного послания губернатора Свердловской области.
Напомним, месяц назад глава региона попросил мэров разработать проекты актов муниципальных образований по возможной реализации проекта «Большой Екатеринбург». Последний срок подачи предложений — 5 июля 2010 года. К этой дате свой вариант поэтапного объединения Екатеринбурга с Берёзовским, Верхней Пышмой, Арамилем и Среднеуральском в администрацию губернатора представил только А. Чернецкий.
Согласно его идее, всё начнется с подписания губернатором соответствующего указа, после чего пройдут публичные слушания. В случае их позитивного исхода начнется административное слияние пяти муниципалитетов: объединение избирательных комиссий, дум, назначение сити-менеджера, подписание Устава. На данном этапе А. Чернецкий готов выступить инициатором объединения.
«Дальше будет решать губернатор. Это не мой проект. «Большой Екатеринбург» был нашей идеей, и мы ее высказали. Высказали еще в 2003 году, но вы знаете, как к ней тогда отнеслись. А сейчас она вроде бы нашла поддержку. Мы создали алгоритм действий, чтобы было понятно, как и в какой последовательности нужно работать. Мы эти материалы передали в правительство области, а дальше пусть они работают», — заявил Аркадий Чернецкий.
При этом в правительстве никаких других проектов, кроме екатеринбургского, пока не видели. И, судя по всему, не увидят. Только мэр Берёзовского Вячеслав Брозовский, активнее всех выступающий против объединения, имеет свой собственный проект. Но оформлять его в полноценный документ он пока не собирается.
В Берёзовском хотят создать агломерацию из 15 городов, которые должны будут сообща решать все экономические вопросы. Административного и территориального слияния в этом случае не предусматривается. Но Аркадий Чернецкий считает, что у агломерации нет будущего.
«Про агломерации я сразу сказал, что это пустышка. Ничего из этого не получится. Нужны единые подходы, а она всегда будет базироваться на принципе, что свой интерес будет доминировать над интересами общественными. У нас ведь много ассоциаций и агломераций, начиная с СНГ. И каждый раз, когда доходит до того, что в интересах общего нужно наступить на горло собственному, они начинают буксовать. Поэтому нужно именно единое муниципальное образование. У нас для этого идеальные условия», — заявил А. Чернецкий.
В качестве примера неподходящих условий мэр Екатеринбурга привел Новосибирск. Там тоже хотят создать мегаполис путем соединения городов-спутников. Но в Сибири расстояние между муниципалитетами исчисляется несколькими десятками километров, поэтому агломерация является для них единственным приемлемым вариантом.
«Мы же говорим об объединении городов, которые уже практически слились. А попытка решения административного вопроса приводит к тому, что налево и направо проявляется глупость. Я уже рассказывал, как Берёзовский собирался реализовывать проект «Зеленая долина». Он был сделан без учета того, откуда брать воду, априори считая, что мы ее дадим из Екатеринбурга. А у нас по балансу для них воды нет. Они хотели ездить к нам по Малышева, но эта улица и без того сильно загружена. «Зеленая долина» изначально мертворожденная, потому что ее делали отдельные муниципальные образования и отдельные, видимо, не очень дальновидные члены предыдущего правительства. Так же и с агломерацией», — добавил он.
На вопрос о том, была ли у мэров возможность пообщаться между собой на тему «Большого Екатеринбурга», А. Чернецкий ответил отрицательно.
«Этот вопрос может решаться только на областном уровне. Я не могу вызвать Брозовского и сказать: «Завтра ты будешь в составе города Екатеринбурга». Зачем я буду заниматься вопросами, которые не входят в мою компетенцию? Я сформулировал предложение для губернатора и областного правительства, предложение в интересах области, с огромным стратегическим эффектом. Он не сделается завтра-послезавтра. Его нужно делать, ориентируясь на то, что это тяжелая долгосрочная работа. И тот эффект, который мы получим в конечном итоге, всё окупает. Пусть мы его получим через 5—10 лет, но он будет исчисляться десятками, может быть, сотнями миллиардов», — подытожил Аркадий Чернецкий.
Анна Шабалина