Обзор прессы
05.07.2010

«Уральский рабочий» и Евгений Коновалов: Ушли и не вернулись

Что заставляет уральских шахтеров каждый день рисковать жизнью.

Вчера в Североуральске на шахте «Кальинская» в результате обрушения породы один человек погиб, другой ранен.

Это далеко не первое в нынешнем году ЧП на шахтах Среднего Урала. В начале июня поселок Левиха проводил в последний путь Василия Девятова, погибшего на шахте «Магнетитовая» в Нижнем Тагиле. В декабре прошлого года взрыв на «Естюнинской» унес жизни девяти человек, один из погибших — земляк Девятова. Своя шахта в Левихе давно закрыта, кадровые горняки вынуждены работать вахтовым методом там, где добыча ископаемых еще не свернута. К сожалению, верность профессии порой оборачивается для шахтеров трагедией.

… В семейном альбоме Девятовых почти нет фотоснимков, на которых глава семьи запечатлен на рабочем месте. Василий Иванович, как и другие коллеги, не хотел показывать родным, в каких условиях он трудится. Земляки запомнят, каким Василий был «на поверхности»: увлеченным туристом, нестареющим Дедом Морозом — одним словом, душой любой компании.

Разумеется, прекрасным организатором Василий Девятов был не только на отдыхе. Супруга Ольга Васильевна вспоминает, как в 1983 году, работая на левихинском руднике, он сколотил комсомольскую бригаду, которая успешно состязалась с более опытными шахтерами. Молодой специалист мог вообще не вкалывать в забое и преспокойно заниматься общественными делами в «чине» комсорга, но не хотел отставать от друзей. К тому же работа под землей тогда очень хорошо оплачивалась. Василию Ивановичу с семьей ничего не стоило съездить по комсомольской путевке в Болгарию, отправиться в отпуск на юг. Имея троих детей, он и квартиру мог преспокойно получить, однако семью вполне устраивала жилплощадь в доме бабушки.

Комсомольскую преданность выбранному делу левихинские горняки сохранили и в новое время. В середине 90-х Кировградскому медькомбинату, на который работала шахта, стало не до них. И все же шахтеры, месяцами не получая зарплату, спускались в забой, за «спасибо» спасали шахту от затопления после июньского урагана в 1995 году. Со сменой собственника ничего не изменилось к лучшему — в течение шести лет рудник балансировал на грани закрытия, а шахтеры продолжали жить надеждой на светлое будущее. Свет в конце тоннеля левихинской шахты так и не появился.

— Выкручивались, как могли, — продолжает Ольга Васильевна. — Держали скотину, огород. Устроиться на работу в поселке не просто — Вася с большим трудом нашел место в столярке.

На всех экс-работников шахты работы в Левихе, естественно, не нашлось (в Кировграде тоже вакансий немного), и горняки стали постепенно «кочевать» в сторону Нижнего Тагила. На «Магнетитовой» и «Евстюнинской» их охотно принимали, поскольку левихинцы в большинстве своем мастера на все руки: и бурят, и крепят, и даже электровозы водят. Причем на все эти работы у них есть официальные допуски. К тому же сельский люд, в отличие от городского, безотказный — что ни попросишь, все сделает.

Василий Иванович перебрался на «Магнетитовую» в декабре 2004 года, а через три месяца устроил на шахту брата Виктора — тоже шахтера со стажем. Сначала они работали на разных участках, потом три с половиной года — в одном звене. Были проходчиками, готовили шахту для горных выработок.

— По сравнению с Левихой там горно-геологические условия совсем другие, все-таки не медь добываем, а железо, — поясняет Виктор Иванович. — В поселке шахта была более опасная — из-за вероятности взрыва сульфидной пыли. В Нижнем Тагиле из внешних угроз — только вода и угарный газ. Но там шахта в разы больше нашей: не три сотни метров на одном горизонте, а три километра, и таких уровней несколько. Больше протяженность, больше коллектив, значит, больше вероятность несчастных случаев. Шахта — замкнутое пространство, если что-то произойдет, никуда не отскочишь. Васю, например, каким бы осторожным он ни был, однажды ударило лопнувшим воздушным шлангом. Слава богу, отделался рассечением тканей.

О своих заработках левихинские шахтеры говорят неохотно. С одной стороны, зарплата стабильная, и таких денег им дома не заработать. В то же время она не оправдывает всех трудозатрат и рисков. До нашумевшей трагедии на «Распадской» в профильное министерство поступали отчеты о том, что горняки получают суммы с пятью нулями, а после выяснилось, что заработки в 3—4 раза ниже, и то при условии выполнения плана. Уральские шахтеры не богаче своих коллег из Кузбасса.

Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в гости к Девятовым. Семья по-прежнему проживает в половине деревянного двухквартирного дома. Квартира не напичкана бытовой техникой и не обставлена дорогой мебелью. На приусадебном участке посажены овощи, а не газонная травка, во дворе стоит не иномарка, а видавшие виды «Жигули». На отдых Девятовы уже не ездят ни за границу, ни на юг.

В декабре прошлого года, когда Василию Ивановичу исполнилось 50 лет, он вполне мог пойти на заслуженный отдых — пенсию уже заработал. Но решил потрудиться еще, чтобы детей доучить и поставить на ноги внуков. Из проходчиков переквалифицировался в крепильщики — думал, будет полегче. Получилось иначе.

На «Магнетитовой» крепильщику вменены в обязанности едва ли не все хозяйственные работы. Работодатель, видите ли, считает, что установка крепей на шахте не заслуживает полноценной штатной единицы. Василия Ивановича дергали то туда, то сюда, пользуясь его опытностью и безотказностью. По словам коллег, на 2 июня — в день, когда случилось несчастье, в книге нарядов ему было предписано пять различных заданий: разгрузить, пробурить и так далее.

— Когда на одном месте работаешь, знаешь каждый закол, видишь, где что может обвалиться, — говорит Виктор Девятов.

Дневной перечень работ для Василия Девятова прервался на строке «пробурить». Под руководством маркшейдера ему предстояло сделать два так называемых шпура вверху — засечки, задающие направление для буровой камеры. Начал забуриваться — отслоился закол…

Как свидетельствуют шахтеры, находившиеся неподалеку и подоспевшие на помощь, Василия Ивановича накрыла глыба массой около 700 килограммов. Коллеги смогли самостоятельно извлечь его из-под завалов и поспешили на поверхность, но спасти товарища уже было невозможно. Маркшейдер, наблюдавший за ходом бурения, с серьезными переломами попал в больницу. Он, кстати, родом из Карпушихи — соседнего с Левихой горняцкого поселка.

Проводить Василия Ивановича в последний путь пришел весь поселок, приехали бывшие коллеги из Кировграда, для которых руководство медеплавильного комбината выделило отдельный автобус. Поддержать семью прибыл директор шахты и лидер профсоюзной организации, которые заверили близких родственников шахтера, что выполнят все обязательства — от выплаты денежной компенсации до трудоустройства детей. Несколькими годами ранее Семен, сын Василия Ивановича, рвался на «Магнетитовую», только вакансий на предприятии в то время не было. Сейчас и место нашлось, но парень не торопится его занимать.

Результатов расследования трагедии еще нет. Впрочем, родственники и не ждут, что выводы будут сделаны оперативно.

Виновники взрыва на шахте «Естюнинской» уже названы, но вдове Сергея Сидорова, погибшего в декабре 2009 года при взрыве на шахте «Естюнинской», от этого ничуть не легче, хотя щедрую денежную выплату она получила вскоре после трагедии. «Козлом отпущения» избран начальник склада, который был ответственным за хранение взрывчатки. Со слов коллег женщина знает, что судить виновника будут в августе, и он, человек далеко не молодой, в ожидании приговора уже постригся под ноль. Никто из вышестоящих руководителей не лишился своих постов. Спустя полгода никто из начальства даже и не вспомнил о погибших шахтерах — 23 июня именно простые горняки пронесли под землю девять гвоздик, по числу жертв декабрьского взрыва.

Обоим погибшим горнякам из Левихи было за 50: Сергею Сидорову до льготной пенсии оставалось несколько месяцев, Василий Девятов несколько месяцев назад ее заработал. Однако отдыхать на заслуженном отдыхе шахтеры не могли себе позволить — на такие деньги семью не прокормишь. Вот и приходилось возвращаться под землю, снова и снова рискуя жизнью. Если бы хоть половина солидной денежной компенсации, которая будет выплачена родственникам горняка, в свое время пошла на прибавку к пенсии…
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
20.03.2013 В Польше спасены все попавшие под завал шахтеры

В Польше спасены все 19 шахтеров, оказавшиеся заблокированные под землей после землетрясения. Об этом сообщает ...

11.02.2013 Взрыв на шахте «Воркутинская» унес жизни девяти человек

В результате взрыва на шахте «Воркутинская» в Коми погибло девять человек, судьба еще восьми остается неизвестной, ...

17.11.2010 Прокурор Кушвы опросил руководство шахты «Южная» (Evraz) по факту гибели работника

УрБК, Екатеринбург, 17.11.2010. Прокуратурой Кушвы проводится проверка исполнения требований безопасности при ...

25.12.2009 «Уральский рабочий» и Татьяна Кононова: «Взрыв, потрясший Нижний Тагил»

На Среднем Урале объявлен траур по погибшим горнякам шахты «Естюнинская. Случившееся около 14 часов 23 декабря все ...

05.05.2009 В Донецкой области обвалилась шахта

В результате обвала пород на государственном предприятии «Шахта Новодзержинская» в Донецкой области Украины пропали без ...