«АиФ – Екатеринбург»: Новый закон о рейдерстве доказывает невиновность акционеров Уралинвестэнерго
Сторона защиты намерена направить дело на пересмотр
Госдума РФ приняла в финальном, третьем чтении закон «О внесении изменений в Уголовный кодеке Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», или, как его чаще называют, «закон о рейдерстве».
Специально для «АиФ» адвокаты и эксперты в области юриспруденции прокомментировали значимость закона в контексте дела о рейдерском захвате активов Уралинвестэнерго.
Новая буква закона
Закон фактически принят - сейчас он направлен на подпись президенту. Он устанавливает уголовную ответственность за фальсификацию Единого государственного реестра юридических лиц или реестра владельцев ценных бумаг, в том числе за внесение в реестр владельцев ценных бумаг заведомо недостоверных сведений. За эти правонарушения предусматривается штраф от 100 тысяч до 300 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 2 лет со штрафом до 100 тысяч рублей. Если фальсификация госреестра юрлиц или реестра владельцев ценных бумаг была сопряжена с применением насилия или с угрозой его применения, то за это документом предусматривается лишение свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом до 500 тысяч рублей. Фальсификация решения общего собрания акционеров или решения совета директоров наказывается штрафом от 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.
Можно сказать, что это очередной серьезный шаг к правовому регулированию дайной сферы. Раньше подобной статьи в УК РФ не было в принципе. Если быть точнее, в Уголовном кодексе вообще не было отдельной статьи, которую можно было бы применить к участникам рейдерского захвата предприятий. При этом рейдерские захваты проходили уже с начала 90-х годов и, как в ситуации с Уралинвестэнерго, часто превращались в судебный фарс.
«Все, что перечислено в трех статьях нового закона, можно назвать именно «мошенничеством». У людей просто отсутствовало желание или возможность разобраться в делах. Проще сказать, что закона нет, чем реально применить его на практике. Для противодействия рейдерскому захвату предприятий нужен не новый закон, а политическая воля и добросовестное выполнение правоохранительными органами своих обязанностей. Сегодня нет ни одного закона, который нельзя было бы оспорить, и ни одного документа, который нельзя было бы подделать. Рейдеры знают это и пользуются этим», - сообщил председатель президиума Свердловской областной экономической коллегии адвокатов Владимир Винницкий.
Влияние нового закона более широко раскрывают адвокаты стороны защиты. Сама по себе подделка реестра не является мошенничеством с точки зрения текста ст. 159 УК - «завладение чужим имуществом путем обмана или злоупотребления доверием» - по целым двум причинам - в обвинении не указано, кого обманули акционеры (если обман рассматривать как средство совершения преступления), и, кроме того, возможность отнесения бездокументарных акций, не имеющих вещественной формы, к имуществу, весьма сомнительна. И вот здесь следствие и суд таки пошли по очень скользкому пути, то есть не вполне подходящую статью УК «натянули» на ситуацию. Это полностью противоречит принципу беспробельности, принятому в уголовном праве - наказуемо только то деяние, которое точно описано в кодексе. А в глобальном смысле затягивает нас в 37-й год - был бы человек, а статья найдется», - отмечает адвокат Сергей Колосовский.
«Перепись» рейдеров
Именно подделка реестра является одной из ключевых тем в деле Уралинвестэнерго, и на этих фактах основывается обвинение. Как сообщается в приговоре Вадиму Губину и Павлу Подкорытову, бывший заместитель руководителя компании Владимир Семянников дал ложные показания, заявив суду, что это он изготовлял документы - регистрационный журнал и список акционеров (по версии следствия, это был Павел Подкорытов). При этом, по данным юристов защиты, все экспертизы показали, что изготовлением документов занимался именно Семянников: их черновики были найдены в его компьютере, а на сшивках значилась его подпись. То есть именно Семянников, доказывают адвокаты, получил от Павла Подкорытова документы Уралинвестэнерго и на их основании изготовил регистрационный журнал и список акционеров. Однако следователь написал, что эти документы изготовил Подкорытов. В суде их никто не исследовал, хотя у юристов есть оригиналы этих документов, которые, бесспорно, доказывают, что именно Семянников их и изготовил.
В контексте принятого Госдумой законопроекта можно говорить о том, что вины у Губина и Подкорытова не было, хотя их все же осудили на 5 и 5,5 лет соответственно. «Дело, которое рассматривает судья Мальцева - по акционерам Андрею Рыжикову, Денису Тасакову, Василию Бураге, Владиславу Бутину, которых обвиняют в хищении собственных акций, также попадает под эту квалификацию», - подчеркивает адвокат Елена Афанасьева.
Она же отмечает, что, как только он вступит в законную силу, адвокаты подадут документы на пересмотр всех дел, где акционеры обвиняются в подделке реестра.
Закон - не панацея от рейдеров
Новый закон по борьбе с рейдерством поможет отстаивать в суде интересы акционеров Уралинвестэнерго, однако он не меняет ситуацию в корне, уверены эксперты.
«Мы все должны понимать, что рейдерством занимаются серьезные люди с высшим образованием, часто юридическим, им присуще свойство адаптации. Я уверен, что они уже нашли лазейки, чтобы обойти новые статьи: механизмы захвата совершенствуются и обновляются с каждым днем. Поэтому для противодействия необходим блок законотворческих мер, так как многие методы рейдерских захватов находятся вне правового поля», - подчеркивает заведующий кафедрой уголовного права Уральской государственной юридической академии Иван Козаченко.
Ситуацию ухудшает и тот факт, что Закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» был принят слишком поздно. Главный юрист РО ФСФР РФ в УрФО Денис Клочихин и вовсе уверен, что закон, при всех его плюсах, изначально устаревший. Сейчас эксперты говорят о необходимости исключения самой возможности фальсификации тех или иных документов, дающих право собственности, поскольку, пока в процессе принимают участие и оценщики, любые суды оказываются беспомощными.
«Мы утрачиваем благодаря шайке жуликов целые оборонные отрасли. И крики о том, что, если нам дадут закон, всё будет по-другому, - это вера в мантры. Найдутся другие способы для того, чтобы заниматься тем, чем занимаются наши уголовные структуры», - полагает Владимир Винницкий.
Как ранее сообщал «АиФ», конфликт в Уралинвестэнерго разгорелся в 2004 году.
Менеджеры Уралинвестэнерго предложили Ахтямову выйти из бизнеса, так как его неоднократно подозревали в непорядочности по отношению к остальным акционерам, за вознаграждение в 25 млн долларов. В апреле 2004 года документы по выкупу акций у Ахтямова были готовы и подписаны со стороны акционеров. Согласно договоренностям 7 млн долларов были переданы Ахтямову в виде аванса. Но Ахтямов внезапно отказался от сделки. Он передал имевшийся у него пакет акций ЗАО «Корпорация «Уралинвестэнерго» структурам Уральской горно-металлургической компании. При этом сам Ахтямов поступил на службу в структуры УГМК.
После Ахтямов обратился в правоохранительные органы с заявлением о том, что его бывшие партнеры Андрей Рыжиков, Денис Тасаков, Василий Бурага, Владислав. Бутин, Сергей Петров, Вадим Губин и Павел Подкорытов незаконно отстранили его от управления компанией и похитили у него акции Уралинвестэнерго путем подделки реестра. С тех пор продолжаются судебные разбирательства и попытки недружественного поглощения имущества предприятий, подконтрольных корпорации «Уралинвестэнерго».