«Уральский рабочий» и Мария Лонгина: Мы не туземцы
Жители Екатеринбурга выступили против отмены выборов.
Такова уж психология людей: звучные фразы вроде «избирательное право», «демократия» и «гражданское общество» большинство воспринимает как красивые слова, не имеющие отношения к повседневной жизни — до тех пор, пока не появляется реальная угроза лишиться этих ценностей.
Тогда граждане начинают воспринимать свободу именно как свободу — свою, неотъемлемую, которой нужно дорожить и за которую стоит побороться. На прошлой неделе в Екатеринбурге для защиты избирательных прав горожан был создан общественный комитет «Право выбора».
В организацию входит депутат городской думы Леонид Волков, политологи Константин Киселев и Федор Крашенинников, председатель Союза журналистов Свердловской области Дмитрий Полянин и другие. Появление комитета, как пояснили его создатели, стало реакцией на инициативу депутата Городской думы Яна Габинского. Напомним, народный избранник предложил внести поправки в муниципальный устав, дающие возможность ввести в городе пост сити-менеджера. Гордума, как мы знаем, поправки пока отклонила, однако общественники не намерены прекращать свою деятельность.
— Мы понимаем избирательное право в самом широком смысле слова и намерены добиваться, чтобы граждане могли сами решать, как им жить, вводить ли должность сити-менеджера, или выбирать главу города путем прямого народного голосования, — поясняет Леонид Волков. — Проще говоря, мы за предельную открытость, против всяческих «подковерных игр».
— Отмена прямых выборов мэра — это все равно что отмена таблицы умножения, — убежден Константин Киселев. — Нам словно говорят: вы — туземцы, не способные выбрать достойного градоначальника. Лично я воспринимаю это как оскорбление.
— Я считаю, что в здоровом обществе должна быть дискуссия, — отмечает Дмитрий Полянин. — Мы не противостоим власти, мы призываем ее к конструктивному диалогу.
На данный момент активисты уже обнародовали план своих действий на ближайшие месяцы. Во-первых, комитет намерен максимально подготовить почву к надвигающимся выборам главы города, которые, вполне возможно, состоятся в Екатеринбурге досрочно.
— Мы намерены организовать своеобразный «праймериз», живую дискуссию, в ходе которой все кандидаты смогут предложить свой план дальнейшего развития города. Это планируется именно как соревнование идей, а не бюджетов, и проходить оно должно максимально открыто, — поясняют члены комитета.
Еще одной задумкой является проект «Семь вопросов губернатору». При этом, как сообщили авторы, осуществляться он будет путем журналистских запросов, адресатами которых станут депутаты Законодательного собрания и городской Думы, а также отдельные чиновники. Общественники намерены выяснить, как перечисленные лица относятся к идее прямых выборов и другим волнующим горожан проблемам.
— Если позиция каждого парламентария будет обозначена предельно ясно и явно, это снизит возможность интриг и закулисных переговоров, — считает Дмитрий Полянин. В более отдаленной перспективе комитет планирует добиваться проведения референдума с включением в него как вопроса по сити-менеджеру, так и по другим острым проблемам, в частности, возможности застройки исторической части Екатеринбурга.
Помимо решения внутригородских дел, активисты намерены расширять сотрудничество с другими регионами.
— Во многих городах введение поста сити-менеджера становится серьезной проблемой. Например, в Перми собрано уже 160 тысяч подписей против навязывания городу этой должности, — поясняет Леонид Волков. — Наш город является на данный момент третьим в России (после Дзержинска и Сургута), где городская Думадаже не назначила слушания по поводу поправок в устав. Конечно, при желании можно придраться к тому, что проведение планируемого «соревнования идей» будет, похоже, не совсем объективным. Так, Константин Киселев признался, что некоторые кандидаты, явно ангажированные властью, будут включены в так называемый «черный список» и не допущены организаторами на создаваемую ими дискуссионную площадку. С другой стороны, инициативы комитета показывают, что в Екатеринбурге действительно сформировано гражданское общество, способное осознать свои права и бороться за них.