Около полувека назад Теодор Левитт из Harvard Business School заметил, что предприниматели часто не могут объективно оценить рынок, на котором они работают. «Маркетинговая близорукость» за полвека никуда не исчезла; несмотря на обилие учебников и усилия маркетологов, бизнесмены по-прежнему руководствуются интуицией и смотрят на рынок «со своей колокольни».
В отличие от расстройства человеческого зрения, маркетинговая близорукость — смертельная болезнь для бизнеса. Сколько магазинов и ресторанов открывается для того, чтобы закрыться, уподобляясь мотыльку, летящему на свет газовой горелки! Казалось бы, помещение на центральной улице, хорошее место, высокая проходимость. Но ведь нет — пшик, и только! Не идет бизнес, и всё тут; или, еще хуже, — медленно тлеет, высасывая оборотные средства и веру в предпринимательство.
Зачем открывать пятидесятый ресторан на проспекте Ленина или сотый обувной бутик в полукилометровом радиусе от площади 1905 года? Господа, оглянитесь вокруг! Сегодня я около часа провел в машине, припарковавшись на улице Малышева, за это время навстречу мне проехали 800 автомобилей. Вчерашние наблюдения на 70-м километре Московского тракта показали мне трафик в 1000 машин. Я не претендую на «научность» результатов, поскольку в таком случае пришлось бы провести в машине гораздо больше времени. Но очевидная истина, как всегда, лежит на поверхности: удовлетворяйте потребности клиентов там, где они есть! Ведь если на улице Малышева десятки ресторанов и закусочных, то на Московском тракте — единицы, и с весьма сомнительным сервисом. А голодный желудок журчит одинаково сердито — что в центре Екатеринбурга, что в сотне километров от него.
Дорожный сервис — практически не освоенная в Свердловской области рыночная ниша. Несмотря на высочайшую проходимость автомагистралей, дешевизну загородной земли и умеренные аппетиты провинциальных чиновников, бизнесмены не слишком охотно инвестируют в торговые объекты вне Екатеринбурга. Наши предприниматели избалованы безудержным ростом потребления, характерным для столицы богатого региона, и привыкли к простым решениям. Однако конкуренция заставляет искать новые пути: с каждым годом число торговых предприятий за городом только возрастает, фанерные шашлычные превращаются в респектабельные кемпинги. Опыт наших соседей из Тюменской области, Башкирии, Татарстана, многих регионов Центральной России говорит о том, что вскоре вдоль крупных автодорог не останется ни клочка свободной земли.
Как известно, сверху всегда видно немного больше. Иногда нужно остановиться и «влезть в шкуру» своего клиента, чтобы понять, что происходит на самом деле и куда двигаться дальше.