На вопросы УрБК отвечает директор салона отделочных материалов «Пенаты» Мария Наумова.— Насколько развита сфера интерьерного дизайна в России и, в частности, в Екатеринбурге? Соответствуют ли мировым тенденциям тренды интерьерного дизайна в России?— Сфера интерьерного дизайна в России развита намного лучше, чем, например, промышленный дизайн или автомобильный. Россия является большим потребителем продукции зарубежного интерьерного рынка. Практически все отделочные материалы и оборудование, используемые российскими дизайнерами в работе над интерьерами, имеют иностранное происхождение, за исключением деталей, выполненных кустарным способом. Процент производств для интерьеров, находящихся в России, очень небольшой. У нас делают всё, что связано с деревом, благо его у нас много. Но с эстетической и технологической точки зрения вся эта продукция не выдерживает конкуренции по качеству и дизайну; как и значительная часть продукции, производимой промышленными предприятиями, она серьезно отстает по уровню дизайнерских решений от зарубежных аналогов.
Мировой дизайн питают развитая легкая промышленность и прогресс инновационных технологий, а также политика в области господдержки. Нельзя сказать, что в нашей стране внимательное отношение к развитию сферы дизайна.
У нас много идей, но не всегда достаточно возможностей для реализации, поэтому развитие в сфере дизайна в полной мере ограничено. Российские дизайнеры более изобретательны в освоении подручных материалов и средств. Обычному российскому заказчику зачастую чужды глобальные тенденции, он живет здесь и сейчас, а мода меняется слишком быстро. Причем расположение Екатеринбурга серьезно влияет на предпочтения его жителей. Привычнее то, что понятно, функционально и удобно, а мировые тенденции — это скорее эксперименты, которые должны быть проверены временем. Поэтому знать о последних новинках интерьерного дизайна необходимо, но применять их нужно в соответствии с каждым конкретным случаем.
— Отстает ли Уральский регион от Москвы и других регионов в сфере интерьерного дизайна?— По опыту работы в сфере дизайна могу сказать, что мы отстаем от столицы на 1—1,5 года. То, что представляют на выставках Москвы, у нас в городе становится актуальным через год. В силу территориального расположения, климата и экономического фактора существуют и отличия в предпочтениях. Некоторые новинки дизайна не приживаются вообще. Например, в Москве пользуются популярностью стиль дизайна 70-х годов, эпатажная эклектика, а Екатеринбург не готов к принятию этих тенденций.
— Какими темпами происходит развитие этой сферы в последние несколько лет — плавными или скачкообразными? — Развитие дизайна напрямую зависит от роста экономики. Мировой кризис, несомненно, подорвал ровное течение процесса. Любое нормальное развитие постепенно, но верно идет вверх. В условиях же кризиса произошел откат к тому времени, когда сфера дизайна в Екатеринбурге только начинала формироваться.
Поскольку снова идет осмысление роли дизайна в жизни человека, то развитие этой сферы пойдет в будущем по новой траектории, а ритм его будет зависеть от общеэкономических факторов.
— Как распределен рынок в Екатеринбурге? Можете ли вы оценить количество игроков, емкость рынка, динамику прироста денежной массы в данную сферу? — Рынок в Екатеринбурге насыщен, даже слишком. Мы находимся на пересечении Европы и Азии, и наш регион очень интересен многим поставщикам. В связи с этим существует достаточная конкуренция в этой сфере, а в силу экономических сложностей она стала еще жестче.
Предложений по отделочным материалам очень много, а спрос на них не такой, как 2 года назад. Одни организации сокращаются, другие закрываются совсем, а есть и те, кто уловил грядущие изменения и создал свою новую политику работы в данной сфере.
— Изменилось ли каким-то образом отношение заказчика к дизайну интерьера, услугам дизайн-студий, материалам, принципам оформления пространства?— Да, когда меняется всё вокруг, не может не меняться и отношение к предметному миру. Заказчик на данный период времени стал более сдержанным в расходах и более изобретательным в экономии средств. Дизайн интерьера — не предмет первой необходимости, а скорее роскошь. Поэтому мечты о красивом доме отложены в пользу практичного и недорогого.
Эта ситуация носит временный характер, и пока не ясно, сколько это продлится. Изменились заказчики, но не дизайнеры. В перспективе — неизбежные изменения отношений между дизайнерами и заказчиками и выход на абсолютно новый качественный уровень.
— Достаточно ли существующее на рынке предложение? На что стоит обратить внимание при выборе той или иной дизайн-студии, дизайн-проекта? Как заказчику разобраться в многообразии представленных материалов, технологий?— Как уже было сказано, предложений очень много. Но заказчика всегда интересует решение собственных проблем, а разобраться, к кому стоит или не стоит обращаться за дизайн-проектом, может помочь только грамотно изложенная информация в интернет-ресурсах, комментарии специалистов в этой сфере, аналитические статьи, которые формируют рынок и помогают определиться в своем выборе жаждущим создать функциональный и красивый интерьер.
В этом смысле у нас мало изданий, где можно найти объективную информацию, не испорченную рекламой. Каждый заказчик идет дорогой собственного опыта или опыта знакомых, объективного мнения по качеству оказываемых дизайн-студиями услуг или представленных отделочных материалов нигде не найти. В мире существуют разные творческие союзы, которые могут представлять интересы своих членов и где также можно получить объективную информацию о дизайнерах.
Свои услуги на рынке предлагает также достаточно много «свободных» дизайнеров и студентов. Не всегда их работы отличаются профессионализмом, а критерием качества служит только субъективное мнение заказчика. Если учесть, что понятие «специалист по дизайну интерьеров» появилось всего 10 лет назад, а это небольшой срок для создания полноценной методической базы, то можно себе представить, кто только не называет себя дизайнером интерьеров. При выборе дизайнера важно не руководствоваться ценой, поскольку низкая цена — это еще не эквивалент качества и решения проблем, а скорее наоборот. Заказчику важно увидеть, что желания не игнорируют в угоду творческим амбициям. А для того, чтобы разобраться в многообразии представленных материалов, не нужны суперспециалисты, важна правдивая информация о качестве, а вопрос необходимости заказчик всегда решит сам, исходя из собственных желаний.
— Как решить эти проблемы?— Изменения в жизни непременно должны привести к поиску новых форм отношений между дизайнерами и заказчиками. И проблема как раз заключается в поиске нового формата отношений.
— Ваши прогнозы на ближайшие 2—3 года?— Рост темпов строительства и банковской сферы обуславливал высокий спрос на интерьерном рынке. В современных условиях в ближайшие годы строительный сектор уже не сможет развиваться так же стремительно, поэтому и в сфере услуг интерьерного рынка произойдут необратимые изменения.
Должно измениться качество услуг и отношение к потребностям клиентов и сформироваться новые принципы работы в данной сфере.