VIP-Интервью
20.05.2010

Мария Наумова: Сфера дизайна интерьеров в России развита намного лучше, чем промышленный дизайн или автомобильный

Мария Наумова: Сфера дизайна интерьеров в России развита намного лучше, чем промышленный дизайн или автомобильный
На вопросы УрБК отвечает директор салона отделочных материалов «Пенаты» Мария Наумова.

— Насколько развита сфера интерьерного дизайна в России и, в частности, в Екатеринбурге? Соответствуют ли мировым тенденциям тренды интерьерного дизайна в России?

— Сфера интерьерного дизайна в России развита намного лучше, чем, например, промышленный дизайн или автомобильный. Россия является большим потребителем продукции зарубежного интерьерного рынка. Практически все отделочные материалы и оборудование, используемые российскими дизайнерами в работе над интерьерами, имеют иностранное происхождение, за исключением деталей, выполненных кустарным способом. Процент производств для интерьеров, находящихся в России, очень небольшой. У нас делают всё, что связано с деревом, благо его у нас много. Но с эстетической и технологической точки зрения вся эта продукция не выдерживает конкуренции по качеству и дизайну; как и значительная часть продукции, производимой промышленными предприятиями, она серьезно отстает по уровню дизайнерских решений от зарубежных аналогов.

Мировой дизайн питают развитая легкая промышленность и прогресс инновационных технологий, а также политика в области господдержки. Нельзя сказать, что в нашей стране внимательное отношение к развитию сферы дизайна.

У нас много идей, но не всегда достаточно возможностей для реализации, поэтому развитие в сфере дизайна в полной мере ограничено. Российские дизайнеры более изобретательны в освоении подручных материалов и средств. Обычному российскому заказчику зачастую чужды глобальные тенденции, он живет здесь и сейчас, а мода меняется слишком быстро. Причем расположение Екатеринбурга серьезно влияет на предпочтения его жителей. Привычнее то, что понятно, функционально и удобно, а мировые тенденции — это скорее эксперименты, которые должны быть проверены временем. Поэтому знать о последних новинках интерьерного дизайна необходимо, но применять их нужно в соответствии с каждым конкретным случаем.

— Отстает ли Уральский регион от Москвы и других регионов в сфере интерьерного дизайна?

— По опыту работы в сфере дизайна могу сказать, что мы отстаем от столицы на 1—1,5 года. То, что представляют на выставках Москвы, у нас в городе становится актуальным через год. В силу территориального расположения, климата и экономического фактора существуют и отличия в предпочтениях. Некоторые новинки дизайна не приживаются вообще. Например, в Москве пользуются популярностью стиль дизайна 70-х годов, эпатажная эклектика, а Екатеринбург не готов к принятию этих тенденций.

— Какими темпами происходит развитие этой сферы в последние несколько лет — плавными или скачкообразными?

— Развитие дизайна напрямую зависит от роста экономики. Мировой кризис, несомненно, подорвал ровное течение процесса. Любое нормальное развитие постепенно, но верно идет вверх. В условиях же кризиса произошел откат к тому времени, когда сфера дизайна в Екатеринбурге только начинала формироваться.

Поскольку снова идет осмысление роли дизайна в жизни человека, то развитие этой сферы пойдет в будущем по новой траектории, а ритм его будет зависеть от общеэкономических факторов.

— Как распределен рынок в Екатеринбурге? Можете ли вы оценить количество игроков, емкость рынка, динамику прироста денежной массы в данную сферу?

— Рынок в Екатеринбурге насыщен, даже слишком. Мы находимся на пересечении Европы и Азии, и наш регион очень интересен многим поставщикам. В связи с этим существует достаточная конкуренция в этой сфере, а в силу экономических сложностей она стала еще жестче.

Предложений по отделочным материалам очень много, а спрос на них не такой, как 2 года назад. Одни организации сокращаются, другие закрываются совсем, а есть и те, кто уловил грядущие изменения и создал свою новую политику работы в данной сфере.

— Изменилось ли каким-то образом отношение заказчика к дизайну интерьера, услугам дизайн-студий, материалам, принципам оформления пространства?

— Да, когда меняется всё вокруг, не может не меняться и отношение к предметному миру. Заказчик на данный период времени стал более сдержанным в расходах и более изобретательным в экономии средств. Дизайн интерьера — не предмет первой необходимости, а скорее роскошь. Поэтому мечты о красивом доме отложены в пользу практичного и недорогого.

Эта ситуация носит временный характер, и пока не ясно, сколько это продлится. Изменились заказчики, но не дизайнеры. В перспективе — неизбежные изменения отношений между дизайнерами и заказчиками и выход на абсолютно новый качественный уровень.

— Достаточно ли существующее на рынке предложение? На что стоит обратить внимание при выборе той или иной дизайн-студии, дизайн-проекта? Как заказчику разобраться в многообразии представленных материалов, технологий?

— Как уже было сказано, предложений очень много. Но заказчика всегда интересует решение собственных проблем, а разобраться, к кому стоит или не стоит обращаться за дизайн-проектом, может помочь только грамотно изложенная информация в интернет-ресурсах, комментарии специалистов в этой сфере, аналитические статьи, которые формируют рынок и помогают определиться в своем выборе жаждущим создать функциональный и красивый интерьер.

В этом смысле у нас мало изданий, где можно найти объективную информацию, не испорченную рекламой. Каждый заказчик идет дорогой собственного опыта или опыта знакомых, объективного мнения по качеству оказываемых дизайн-студиями услуг или представленных отделочных материалов нигде не найти. В мире существуют разные творческие союзы, которые могут представлять интересы своих членов и где также можно получить объективную информацию о дизайнерах.

Свои услуги на рынке предлагает также достаточно много «свободных» дизайнеров и студентов. Не всегда их работы отличаются профессионализмом, а критерием качества служит только субъективное мнение заказчика. Если учесть, что понятие «специалист по дизайну интерьеров» появилось всего 10 лет назад, а это небольшой срок для создания полноценной методической базы, то можно себе представить, кто только не называет себя дизайнером интерьеров. При выборе дизайнера важно не руководствоваться ценой, поскольку низкая цена — это еще не эквивалент качества и решения проблем, а скорее наоборот. Заказчику важно увидеть, что желания не игнорируют в угоду творческим амбициям. А для того, чтобы разобраться в многообразии представленных материалов, не нужны суперспециалисты, важна правдивая информация о качестве, а вопрос необходимости заказчик всегда решит сам, исходя из собственных желаний.

— Как решить эти проблемы?

— Изменения в жизни непременно должны привести к поиску новых форм отношений между дизайнерами и заказчиками. И проблема как раз заключается в поиске нового формата отношений.

— Ваши прогнозы на ближайшие 2—3 года?

— Рост темпов строительства и банковской сферы обуславливал высокий спрос на интерьерном рынке. В современных условиях в ближайшие годы строительный сектор уже не сможет развиваться так же стремительно, поэтому и в сфере услуг интерьерного рынка произойдут необратимые изменения.

Должно измениться качество услуг и отношение к потребностям клиентов и сформироваться новые принципы работы в данной сфере.
Вернуться в раздел » VIP-интервью
Материалы по теме
03.06.2010 Директор салона отделочных материалов «Пенаты» Мария Наумова: Развитие отрасли дизайна интерьеров будет зависеть от общеэкономических факторов

УрБК, Екатеринбург, 03.06.2010. «Развитие дизайна напрямую зависит от роста экономики. Мировой кризис, несомненно, ...

03.06.2010 Директор салона отделочных материалов «Пенаты» Мария Наумова: Практически все отделочные материалы, используемые российскими дизайнерами, произведены за рубежом

УрБК, Екатеринбург, 03.06.2010. «Сфера интерьерного дизайна в России развита намного лучше, чем, например, промышленный ...

02.06.2010 Директор салона отделочных материалов «Пенаты» Мария Наумова: Из-за кризиса в сфере услуг интерьерного рынка произойдут необратимые изменения

УрБК, Екатеринбург, 02.06.2010. «Рост темпов строительства и банковской сферы обуславливал высокий спрос на интерьерном ...

19.05.2010 Мария Наумова: Сфера дизайна интерьеров в России развита намного лучше, чем промышленный дизайн или автомобильный

На вопросы УрБК отвечает директор салона отделочных материалов «Пенаты» Мария Наумова ...

30.04.2010 Директор салона отделочных материалов «Пенаты» Мария Наумова: Спрос на хорошие материалы и качественный ремонт будет и в кризис

УрБК, Москва, 30.04.2010. «В последнее время наблюдался заметный спад в строительстве и интерьерном бизнесе, тем не ...