На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил заместитель генерального директора — коммерческий директор ОАО «Уралсвязьинформ» Павел Зайцев. — Павел Александрович, как вы оцениваете развитие бизнеса ОАО «Уралсвязьинформ» в 2009 году?— Несмотря на кризисные явления в экономике, в прошлом году «Уралсвязьинформ» не только удержал, но и существенно увеличил количество клиентов. На 1 января 2010 года общая абонентская база по основным услугам превысила 10,3 млн., в том числе 3,7 млн. абонентов фиксированной связи, 5,7 млн. абонентов мобильной связи, более 700 тыс. пользователей Интернет и 120 тыс. подписчиков платного телевидения.
Если сравнивать количество подключений к мобильной связи Utel в первом и во втором полугодиях 2009 года, то ежемесячные продажи выросли более чем в 2 раза. При этом компания считает не количество распространенных SIM-карт, а именно количество реальных, «говорящих» клиентов. То есть качество подключений существенно повысилось: 80% из вновь подключившихся сразу становятся активными абонентами. Удалось совершить и еще один прорыв — увеличить потребление услуг на существующей абонентской базе. Голосовой трафик вырос примерно на 10%, количество отправленных SMS возросло на 35%, а GPRS-трафик увеличился в 1,5 раза. Этому способствуют и наши тарифные нововведения. В этом году был введен тарифный план «Знатоки общения». Ведь в течение суток стоимость звонков и SMS-сообщений снижается в 2 раза. В результате стоимость исходящего соединения снижается до 50 коп./мин., SMS-сообщения — до 65 коп.
— Какие инфраструктурные проекты удалось реализовать компании?— 2009 год стал во многом определяющим: основные усилия были направлены на расширение возможностей дистанционного обслуживания, увеличение количества точек контактов с существующими и потенциальными потребителями услуг связи, повышение качества обслуживания клиентов. Старт ряда проектов стал возможным только благодаря единым системам технического и абонентского учетов, биллинговым решениям.
В первом полугодии 2009 года стартовал проект по созданию единого центра обработки вызовов абонентов, он фактически завершен в IV квартале. Общее количество операторов call-центра увеличилось более чем в полтора раза и превысило 900 человек. При реализации этого проекта разработаны и внедрены единые стандарты обслуживания абонентов, обучения и контроля уровня квалификации операторов. В месяц call-центр обслуживает более 3,5 млн. вызовов. То есть услугами справочно-информационных служб нашей компании ежемесячно пользуется 20% жителей УрФО и Пермского края, что указывает на несомненную значимость этого проекта.
Существенно расширены возможности получения информации и управления всеми услугами через личный кабинет (
www.ucabinet.u-tel.ru). Сегодня в Uкабинете наши клиенты могут объединить все услуги под одной учетной записью и, следовательно, управлять ими через одно окно: оплачивать все услуги одним платежом или переносить денежные средства с одной услуги на другую, менять тарифные планы, заказывать дополнительные опции.
Улучшена и очная работа с абонентами: на протяжении всего года внедрялись новые форматы обслуживания. Таким образом, «Уралсвязьинформ» стремится к тому, чтобы клиент мог решить любой вопрос по услугам нашей компании без лишних усилий и в кратчайший срок.
— За последнее время «Уралсвязьинформ» совершил прорыв на рынке услуг широкополосного доступа к Интернет. За счет чего это удалось сделать?— Да, действительно. В 2009 году количество пользователей Интернет от Utel увеличилось примерно на 40%. Секрет успеха во многом обусловлен выводом на рынок революционного сервиса «Интернет-микс», который позволяет абонентам самостоятельно конструировать свой тарифный план. Базовое безлимитное соединение можно дополнить пятью «ингредиентами»: «Увеличь скорость», «Накачайся контентом», «Сними ограничения», «Оплати в кредит», а также получить постоянный IP-адрес. Вскоре появятся дополнительные опции: турбо-кнопка, родительский контроль и другие. С этим уникальным сервисом наша компания очень четко встала в рынок: сегодня 95—96% новых подключений — именно к «Интернет-миксу». Кроме того, десятки тысяч пользователей перешли на «микс» с наших старых тарифных планов. Сегодня компания подключает к Интернету около 100 тыс. клиентов в квартал. Так что в этом году однозначно будем праздновать подключение миллионного абонента! Однако мы не стоим на месте. Только для трех городов — Екатеринбург, Тюмень и Челябинск, заключив договор на «Домашний Интернет» с 15 апреля по 31 мая, абонент может выбрать мегабит как основной ингредиент для «Интернет-микса» всего за 100 рублей в месяц. Это даст пользователям безлимитный доступ в Интернет.
— Большая часть ваших клиентов пользуются услугами доступа в Интернет через ADSL. Будет ли «Уралсвязьинформ» развивать «оптику»?— Потенциал ADSL не безграничен. Уже сейчас наша компания подходит к техническому пределу возможностей по подключению. В 2010 году «Уралсвязьинформ» делает серьезную ставку на развитие сетей FTTx. Уже в 2009 году наша компания начала реализацию проекта «Оптика до здания». Следующий шаг — оптика в каждую квартиру или каждый дом. FTTx позволит более активно продавать, например, цифровое интерактивное телевидение Utel.TV. Подключая новых абонентов по оптике, планируем предоставлять им весь спектр услуг «из одной розетки», в том числе Utel.TV.
— В настоящее время на территории «Уралсвязьинформа» уже более 660 точек доступа Wi-Fi. Как развивается эта технология в вашей компании?— С момента запуска первых базовых станций Wi-Fi «Уралсвязьинформ» отмечает рост популярности услуги. Мы изначально постарались максимально упростить процедуру регистрации и оплаты услуги. К примеру, получить логин и пароль для доступа можно, позвонив с мобильного телефона любого российского оператора сотовой связи на бесплатный номер 8-800-300-01-25, необходимые данные придут в виде SMS-сообщения. Полученный логин является одновременно лицевым счетом, который можно пополнить любым удобным способом — банковской картой на сайте
www.u-tel.ru, в банкоматах, в терминалах систем моментального приема платежей, в пунктах услуг связи и так далее. Сразу после этого абонент может пользоваться Wi-Fi. Возможностью зарегистрироваться с помощью мобильного телефона за последние четыре месяца воспользовались уже более 20 тысяч человек. К тому же наши абоненты могут оплатить услугу с помощью опции «Мобильный перевод». Посредством SMS-сообщения или USSD-запроса можно перевести деньги с лицевого счета абонента мобильной связи в оплату услуг доступа в Интернет, в том числе и Wi-Fi, а также фиксированной телефонии.Что касается тарифных планов, то для удобства абонентов разработаны как тарифные планы с начислением оплаты за скачанный трафик, так и безлимитные тарифные планы на Wi-Fi-доступ в Интернет. Уникальность новых тарифов — посуточная оплата за неограниченный объем трафика: от 13 рублей в день (при скорости до 128 Кб/с) до 19 рублей в день (при скорости до 512 Кб/с). Думаю, что беспроводная безлимитка будет пользоваться высоким спросом у абонентов.
— Конкуренция операторов мобильной связи прошла несколько этапов, в том числе ценовые войны, конкуренцию в зонах покрытия и качестве роуминга, внедрении мобильного Интернета. Какие принципы окажутся основополагающими в будущем?— Значительного роста количества абонентов ожидать не приходится, поэтому телекоммуникационные компании будут вести работу над повышением качества услуг и обслуживания клиентов. «Уралсвязьинформ» будет и дальше использовать свои конкурентные преимущества универсального оператора связи. «Уралсвязьинформ» является одним из рекордсменов среди российских мобильных операторов по доле GPRS/EDGE-сервисов в доходах от неголосовых услуг (VAS) — более 40% по итогам 2009 года. Более того, в феврале — марте 2010 года эта доля даже превышала 50%.
Этого удалось добиться за счет надежности услуги — обеспечиваемая скорость передачи данных и территория покрытия. Далее, это удобство сервиса и обслуживания. Кроме того, компания «Уралсвязьинформ» предлагает своим абонентам GPRS-модемы, благодаря которым «Мобильный Интернет» становится доступен для владельцев ноутбуков и нетбуков. Радует и демократичная цена модема, а также выгодные тарифные планы. К примеру, тарифный план «Коннект Плюс» является настоящим весенним хитом этого года. При его подключении до 31 мая абонент может безлимитно пользоваться услугой «Мобильный Интернет» всего за 299 рублей в месяц. На сегодняшний день это самое привлекательное предложение для тех, кто в большом объеме пользуется мобильным Интернетом.
С помощью различных опций абонент может снизить стоимость GPRS-трафика в несколько раз. Например, используя услугу «Ночной GPRS», абонент может неограниченно находиться в сети Интернет. «GPRS-лайт» за небольшую ежемесячную абонентскую плату позволяет снизить стоимость трафика в 2 раза. Также абонентам доступны различные GPRS-пакеты — на 50, 150 и так далее мегабайтов. Для молодых и активных пользователей мобильной связи существует услуга «Паркур», которая включает 95 Мб GPRS-трафика и 300 исходящих SMS, тем самым она оптимально вписывается в стиль жизни и передвижений жителя мегаполиса.
Наконец, возможности GPRS задействуют и корпоративные клиенты. И не только для того, чтобы сотрудники имели постоянный доступ, например, к электронной почте. Один из распространенных вариантов — с помощью GPRS обеспечивается передача данных для банкоматов и терминалов систем моментального приема платежей.
Единый биллинг позволяет нашей компании сформировать уникальное торговое предложение — динамические пакеты услуг, которые дают клиентам возможность экономить. В эти пакеты будут включены как новые, так и традиционные услуги, например фиксированная телефония. Пока результаты продаж в новом жилом районе Екатеринбурга «Академический», где доступ к услугам связи организован по технологии FTTx, вселяют уверенность в востребованности этой услуги: более 80% жителей устанавливают дома стационарный телефон.
Возможно, уже в этом году у клиентов «Уралсвязьинформа» появится возможность собрать свой «Utel-микс» из услуг и сервисов: безлимитная внутризоновая связь, «Эконом-телефония», Интернет, сотовая связь… Одни пакеты для тех, кто делает много междугородних звонков, другие — для активных пользователей мобильного Интернета и т.д. Для этого необходима более детальная сегментация клиентской базы. И это — задача на ближайшее будущее. Потенциал в этой сфере огромный, и наша компания будет реализовывать его по максимуму.