«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: Бюджет всё же изменит ориентиры и принципы
Перед выходными заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко сообщила, что срок внесения проекта бюджета России в Госдуму 1 октября может стать постоянно действующей нормой (напомню, этот срок был установлен в прошлом году в виде исключения; Бюджетный кодекс предписывает вносить проект 26 августа) и что председатель Правительства Владимир ПУТИН инициативу поддержал.
Можно согласиться и с тем, что коль скоро времени для подготовки главного финансового закона страны станет больше, параметры бюджета пропишут качественней. Но куда важнее, и я бы даже сказал — революционней, смотрятся предложения Минфина по поводу ориентиров и принципа построения расходных назначений бюджета.
Ещё в феврале ведомство опубликовало «Программу повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года», и в ней обоснована необходимость изменения структуры бюджета, с тем чтобы выделять деньги на конкретные цели и под конкретный результат. Практически весь бюджет должен в таком случае состоять из долгосрочных целевых программ (ДЦП), и федеральные министерства должны составлять такие программы исходя из приоритетов, описанных в основных направлениях деятельности Правительства. Планируется, что в ближайшие 2—3 года ДЦП полностью заменят ныне существующие федеральные целевые программы (ФЦП). Если сейчас на долю ФЦП приходится порядка 15—20% бюджетных расходов, то ДЦП охватят практически 100% трат казны.
У Минэкономразвития появились к проекту Минфина претензии в том плане, что не составлена единая методика написания программ, да и не все бюджетные цели поддаются, мол, программированию по расходам. Спор ведомств, сообщают источники в Белом доме, разрядил лично премьер: одобрив идею Минфина верстать бюджет по программно-целевому принципу, предложил, чтобы методологию этой вёрстки подготовило Минэкономразвития.
В чём собственно состоят бюджетные новации и как они могут транслироваться на регионы и на местное самоуправление? Вкратце отличие можно охарактеризовать так. Если в тучные времена стратегическая линия состояла в наращивании объёма финансирования — хоть в поднятии зарплат в бюджетной сфере, хоть на экологические проекты, причём вне зависимости от важности этих направлений на данный момент, — то предлагаемая стратегия связана не с увеличением финансирования, а с увеличением отдачи уже достигнутого уровня расходов.
Скажем, в 2009 году, несмотря на кризис и падение промышленного производства и снижение объёма ВВП, бюджетные расходы, рассчитанные по старым канонам, увеличились на 30% — то есть мы продолжали жить явно не по средствам. Новая методика таких вольностей просто не предполагает. Есть обоснованная цель, прописаны пути её достижения — изыскиваются финансы. Целей не может быть много — только важнейшие, организация работ и их финансирование чётко контролируются, что исключает «осваивание» бюджета вне целевого назначения.
Если, скажем, определено, что в Екатеринбурге надобно завершить в 2011 году строительство 1-й ветки метро и Федерация в этом участвует, то 4—5 млрд. руб. для екатеринбургского метро будет в федеральном бюджете зарезервировано. Такой же подход выгоден применительно к переселению граждан из ветхого жилья; реконструкции российских дорог и т.д. Причём что примечательно, ДЦП позволят дополнить методы чисто бюджетного финансирования методами государственного регулирования расходов: танцевать придётся не от ведомственных приоритетов, а от социальных нужд населения. Не всем сёстрам по серьгам — а только туда, где намечен конкретный прорыв. Как показывает опыт, российская экономика порой оказывалась не в состоянии переварить растущие бюджетные расходы, и в то же время отдельные отрасли, а тем более успешные территории наподобие Екатеринбурга испытывали нехватку денег при реализации социальных проектов. Была и другая крайность: возложенные на федеральный бюджет обязательства в 1,5—2 раза превышали его возможности.
Свой бюджет муниципалитет давно уже строит по инвестиционному принципу (этот опыт Екатеринбурга тщательно изучался в Москве): под задачу изыскиваются финансы, в том числе из бюджетов вышестоящих уровней. Но городская казна не в состоянии в одиночку финансировать масштабные инфраструктурные преобразования — в той же «коммуналке» или в возведении дорожных развязок; как не в состоянии муниципалитет без помощи денег региона и Федерации возвести достаточное количество детских садов, — а вышестоящие государственные инстанции под разными предлогами в деньгах ограничивали. ДЦП, где, скажем, цель построить к определённому сроку столько детсадов, чтобы места были для всех желающих — и куда аккумулированы деньги самых разных источников, — подразумевает, что уйти от обязательств и ответственности никому из участников программы не удастся.
По большому счёту, новый уровень построения бюджетной политики предполагает, что бюджет становится «более политическим документом, нежели финансовым» — с этим мнением директора департамента бюджетной политики и методологии Минфина РФ Алексея ЛАВРОВА трудно не согласиться.