«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: «Инвестиционный и целевой бюджет развития»
В Правительстве РФ готовят Программу повышения эффективности бюджетных расходов. Главная линия в документе — увеличение отдачи от расходов казны и повсеместное внедрение программно-целевого планирования этих расходов. Сейчас этот инструмент используется не более чем в 15% случаев, а надо бы его сделать общим принципом бюджетной политики.
Как доложил на днях премьеру Владимиру Путину его заместитель, министр финансов Алексей Кудрин, долгосрочные целевые программы, а именно на них делается упор, будут ориентироваться на использование не только бюджетных средств, но и на «достижение результата всеми средствами, которые находятся в распоряжении государства». Это могут быть кредиты, механизмы государственных гарантий, частно-государственное партнёрство. Президент Дмитрий Медведев на первом в новом году совещании по экономическим вопросам также отметил необходимость корректировать показатели бюджета с учётом планов социально-экономического развития.
Это нововведение — расходы под конкретный результат — потребует изменения характера всего бюджета на инвестиционный, проектный метод управления финансами.
Следует заметить, что предлагаемый принцип уже апробирован в Екатеринбурге, где инвестиционный бюджет составляется уже на протяжении нескольких лет. Принцип понятный: сначала ставится задача — скажем, переселение людей из ветхого жилья; создание технопарка; возведение дорожной развязки; прокладка инженерных коммуникаций; приобретение автобусов etc — и затем под эту цель изыскиваются финансовые ресурсы. Это могут быть средства городской казны; государственные субсидии; совместные деньги государства, муниципалитета и бизнеса; возможна кредитная история под гарантии региона, Федерации; главное, чтобы цель — решение конкретной социальной проблемы; инфраструктурные перемены, повышающие комфортность проживания в городе, — была достигнута.
Даже в кризисный год муниципалитет не отступил от этого принципа, и в городе возведена «развязка Чернецкого» на Репина—Гурзуфской—Металлургов; заменены более 1 000 лифтов в домах; Екатеринбург остался безусловным лидером по строительству жилья и объектов нежилой недвижимости; введены в строй 14 детсадов, 11 новых гостиниц. Всё это и многое другое было изначально запланировано как проекты.
И при напряжённом бюджете 2010 года муниципалитет поставил задачу ввести до 2 тыс. новых мест в детских садах; предусмотрены вложения на возведение метро, ремонт дорог и строительство дорожных развязок, роддома в 40-й городской клинической больнице, гимназии № 5, реконструкция ряда социальных объектов. Комментируя бюджет, глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий говорил, что в целом, конечно, нет возможности говорить о каких-то серьёзных рывках, но «программа развития Екатеринбурга будет сохранена». Кроме того, муниципалитет полностью защитил бюджетом социальные обязательства, в частности, перед бюджетниками.
И как тут не вспомнить, что в октябре прошлого года эта практика инвестиционного бюджетного строительства, прижившаяся в столице Урала и ныне рекомендованная на уровне Федерации, была в нашем регионе под угрозой. Прежнее финансовое крыло регионального руководства намеревалось изъять из бюджета Екатеринбурга более 1,7 млрд. рублей, и если бы такое случилось, то ни о каком проектном планировании уже не было бы и речи. Екатеринбургу пришлось бы отказаться от участия именно в целевых программах Федерации, которые подразумевают общее финансирование; проблематичным стало бы привлечение внебюджетных средств и вовсе невозможным получение гарантий под кредиты. Дело обстояло бы так плохо, что город вынужден был бы урезать статьи и на содержание социальной сферы, вплоть до закрытия детских садов, сокращения количества клубов по месту жительства, отмены муниципальных доплат низкооплачиваемым категориям бюджетников и проч.
Мы с вами знаем, что объединёнными усилиями муниципальные власти и горожане сумели доказать областному руководству, что «резать курицу, несущую золотые яйца» себе дороже: с учётом того, что 65% налоговых доходов регион зарабатывает в Екатеринбурге, замедление развития уральской столицы станет тормозом для социально-экономического роста и всей области. Не секрет, что свою положительную роль в отмене так называемого отрицательного трансферта сыграло и мнение наделённого полномочиями нового губернатора Александра Мишарина, и здравомыслие парламентского большинства партии власти.
Вселяет оптимизм озвученный новым губернатором принцип проектного ведения социально-экономической политики. При таком подходе области и соответственно областному центру будет проще вписываться и в те же федеральные долгосрочные целевые программы; регион может стать весомой площадкой инновационного бюджетного строительства. Скажем, практически готовым проектом для внедрения программно-целевого планирования можно считать строительство екатеринбургского метро. Есть вся проектная документация, серьёзные заделы. Но сегодня город строит подземку в одиночку, а для пуска в строй первой очереди метро не хватает 7,8 млрд. рублей.