Города Свердловской области не справляются с объемами мусора, производимого жителями. О том, почему нам еще долго не быть Европой, рассказали сегодня, 12 апреля, в ходе пресс-конференции в Екатеринбурге первый заместитель министра природных ресурсов Свердловской области Александр Еремин, свердловский межрайонный природоохранный прокурор Лариса Ларина, прокурор Екатеринбурга Вячеслав Петров, начальник отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Илья Власов и директор ЕМУП «Спецавтобаза» Евгений Устьянцев.
(слева направо) Свердловский межрайонный природоохранный прокурор Лариса Ларина, первый заместитель министра природных ресурсов Свердловской области Александр Еремин, прокурор Екатеринбурга Вячеслав Петров, начальник отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Илья Власов и директор ЕМУП «Спецавтобаза» Евгений Устьянцев объяснили, почему Свердловская область далека от ЕвропыПо заявлению Ильи Власова, улицы и дворы большинства свердловских городов находятся в неудовлетворительном состоянии. Проблему для экологов создает не только вытаявшая в апреле грязь, но и огромное количество несанкционированных свалок, а также некачественная работа коммунальных служб по вывозу бытового мусора.
«К примеру, такая беда, как борьба с грызунами, перестала должным образом контролироваться: в 2009 году было проведено значительно меньше мероприятий по дератизации, чем в 2008 году. Это не значит, что нас ждет нашествие крыс, но проблема остается актуальной. Кроме того, проблемы создают магазины, расположенные на первых этажах жилых домов. Они захламляют установленные во дворах мусорные контейнеры, которые и так из-за плотной застройки располагаются с нарушением санитарных норм», — посетовал руководитель Роспотребнадзора.
Начальник отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Илья ВласовУ экологов больше опасений вызывает загрязнение атмосферного воздуха. Антигололедные химикаты, которыми зимой обильно покрывались дороги, по весне тают вместе со снегом и в сухую погоду с воздухом попадают в легкие горожан. Причем это проблема не только Екатеринбурга, но и других городов области.
«В городах области перерабатывается только 50% производимого мусора, и только 10% свалок имеют все необходимые документы. Что происходит с остальным мусором — остается только догадываться», — отметила Лариса Ларина.
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор Лариса ЛаринаНадзорные органы как могут отслеживают «мусорные потоки» и объемы грязных выбросов в атмосферу, однако единичные дела не решают проблемы. Так, в последние месяцы к административной ответственности за несоблюдение экологического законодательства были привлечены Екатеринбургское муниципальное объединение автобусных материалов и Виншампанкомбинат. Однако эффективной борьбе мешает законодательство.
«Нормативное давление на предприятия ослабло: отменено лицензирование при работе с неопасными отходами, но при этом ужесточены наказания. Это правильная тенденция, но всё же законодательство необходимо совершенствовать», — заявила Лариса Ларина, и ее подержал Александр Еремин.
«Коммунальные отходы могут являться ценным сырьем для нашей промышленности, но сейчас нет эффективных технологий по переработке такого мусора. У нас обсуждался вопрос о запрете выброса отходов, которые могут подлежать вторичной переработке, но пока это противоречит действующему законодательству», — добавил Александр Еремин.
Первый заместитель министра природных ресурсов Свердловской области Александр ЕреминВ стенах областного правительства уже не первый год разрабатываются различные программы по оптимизации процесса сбора и утилизации бытового мусора. Но пока ни один из проектов не нашел применения на практике. Последней о намерении строить мусороперерабатывающие заводы в Екатеринбурге заявляла Группа Синара Дмитрия Пумпянского, однако пока о завершении проекта ничего не слышно.
«У нас есть концепция, которая включает в себя все проблемы этой сферы и систему мер для муниципалитетов, которая позволила бы их решить», — отметил представитель минприроды, уверенный, что виновники сложившейся ситуации — именно органы муниципальной власти.
Винить градоначальников в проблемах грязных улиц склонны также прокуратура и Роспотребнадзор. Но при этом решение проблемы надзорные органы всё же видят именно в развитии «мусорного» бизнеса.
«У нас большая часть отходов — это пластик. В области есть 3 предприятия по его переработке, но этого недостаточно, нужно создавать еще. Кроме того, не востребованы отработанные резинотехнические изделия, а ведь из них можно получать материалы для строительства дорог — у нас есть такой проект», — отметил Александр Еремин, призвав коммерсантов обратить внимание на эту сферу.
Однако, по мнению одного из представителей рынка отходов, директора «Спецавтобазы» Евгения Устьянцева, слухи о доходности «мусорного» бизнеса сильно преувеличены.
«Ни одно из мусороперерабатывающих предприятий не является основным для его владельца, потому что этот бизнес невыгоден», — опроверг предположения замминистра Евгений Устьянцев, объяснив свою позицию недостаточно высокими тарифами на прием отходов. Если в других крупных городах области стоимость тонны мусора составляет 400—500 рублей, то в Екатеринбурге пока речь идет только о 127 рублях.
Директор ЕМУП «Спецавтобаза» Евгений УстьянцевПри этом и повышать тарифы нельзя, потому что основные партнеры «Спецавтобазы» — управляющие компании, которые обязательно отразят рост тарифов в счетах, выставляемых горожанам.
Пока бизнесмены ищут возможность сделать переработку отходов прибыльной, а коммунальные службы в меру своих возможностей справляются с возрастающими объемами мусора, надзорные ведомства призывают свердловчан начать с себя.
По мнению Ларисы Лариной, у населения отсутствует экологическая культура, и пока граждане сами не начнут уделять внимание проблеме утилизации отходов, проблема решена не будет.