«РБК daily» и Вячеслав Леонов: Регионы тонут в долгах
Их расходы неэффективны, а длинные кредиты недоступны.
В ближайшие два года российские регионы едва ли будут справляться с долговыми обязательствами, что отразится на их кредитном рейтинге, говорится в исследовании Standard & Poor’s. Так, к концу 2011 года краткосрочная субфедеральная задолженность удвоится по сравнению с докризисным уровнем. Дело не столько в последствиях кризиса, сколько в российской специфике: неумении расходовать средства, неразвитости финансового сектора и отсутствии доступа к валютным заимствованиям.
Риски рефинансирования, грозящие регионам и муниципальным образованиям, будут усиливаться по меньшей мере еще два года, говорится в докладе, — для субъектов Федерации это будет «существенным рейтинговым фактором».
По мере того как разгорался финансовый кризис, заимствования на рынке капитала становились все дороже, а когда коллапс перекинулся на реальный сектор, бюджетные дефициты стали расти стремительно. «Поскольку оживление экономики в ближайшие два года будет достаточно вялым, а спрос на общественные услуги останется высоким, это будет приводить к непрерывному аккумулированию долга», — считают аналитики S&P. По их оценкам, к концу следующего года объем краткосрочного субфедерального долга вырастет до 400 млрд руб., что почти вдвое превышает уровень 2008 года.
Поводов для оптимизма мало. Налоговые сборы с доходов физлиц и перечисления из вышестоящих бюджетов (в прошлом году они составили 55% доходов региональных образований) если и вырастут, то несущественно. Прогрессирующая безработица будет удерживать рост зарплат, а от федерального центра помощи ждать не приходится. Расходы, видимо, будут увеличиваться синхронно с темпами инфляции: примерно на 10—12% в год.
Подобные проблемы знакомы и другим странам. Европейские регионы исторически имеют еще более высокие потребности в рефинансировании, отмечают аналитики S&P. Однако местные региональные власти «лучше управляют своими бюджетами и имеют хороший доступ к рынкам капитала». Поэтому даже умеренные обязательства российских провинций «могут оборачиваться существенными рисками».
А поскольку Бюджетный кодекс РФ, по сути, запрещает субъектам Федерации заимствования в иностранной валюте, возможность регионов привлекать долгосрочные кредиты «фактически зависит от настроений нескольких игроков внутреннего рынка». В наиболее уязвимом положении окажутся Новосибирск, Дзержинск, Тверская и Волгоградская области — образования, полагающиеся на краткосрочные кредиты.
«Кризисную поддержку регионов со стороны правительства можно оценить максимум на тройку с минусом, — говорит профессор кафедры региональной экономики ГУ-ВШЭ Алексей Скопин. — Был один пиар. По факту денег выделялось крайне мало, а используются они на местах так плохо, что никакого эффекта не последовало. Госуправление финансами у нас еще хуже, чем в Греции, просто люди привыкли к низкому уровню жизни, поэтому нет таких протестов».
В этой ситуации эксперты S&P призывают повысить ответственность бюджетных организаций за расходование средств, предпринять меры по борьбе с коррупцией, вкладываться в инфраструктурные проекты (чтобы потом меньше тратить на ремонт и техобслуживание), а также создавать условия для удлинения кредитов.