Standard & Poor’s: Риски рефинансирования, которым подвергаются региональные и местные органы власти России, будут усиливаться
УрБК, Москва, 24.03.2010. «Риски рефинансирования, которым подвергаются региональные и местные органы власти России, будут усиливаться по меньшей мере в ближайшие два года», — говорится в отчете Standard & Poor’s «Риски рефинансирования негативно влияют на кредитоспособность большинства региональных и местных органов власти России».
«Это происходит вследствие экономического кризиса и обусловленных им устойчиво низких бюджетных показателей, а также узости внутреннего рынка капитала, неспособного обеспечить потребности общественного сектора в долгосрочных заимствованиях», — отметил кредитный аналитик Standard & Poor’s Феликс Эйгель.
Как отмечают в агентстве, проблемы рефинансирования, встающие перед российскими органами власти, не являются чем-то уникальным.
«Впервые российские РМОВ столкнулись с проблемами рефинансирования в 4-м квартале 2008 г., когда негативные настроения рынка стали причиной резкого роста стоимости заимствований на российском рынке капитала. Некоторые российские РМОВ, собиравшиеся в тот период пролонгировать свои обязательства ввиду наступления сроков погашения, были вынуждены мобилизовать свои внутренние ресурсы или обратиться за дополнительной помощью к федеральному правительству. Когда же к финансовому кризису добавились экономические проблемы, финансовые показатели ухудшились, а резервы сократились, риски рефинансирования затронули уже весь сектор общественных финансов России», — полагают в агентстве.
Растущее несоответствие между бюджетными доходами и расходами привело к быстрому накоплению долга. Кроме того, из-за узости внутреннего рынка капитала в структуре долга российских РМОВ повышается доля краткосрочного долга (подлежащего погашению в ближайшие 12 месяцев). Поскольку оживление экономики в ближайшие два года будет, по-видимому, достаточно вялым, а спрос на более качественные общественные услуги останется высоким, можно предположить, что это по-прежнему будет приводить к непрерывному аккумулированию долга.
По оценкам Standard & Poor’s, к концу 2011 г. объем краткосрочного субфедерального долга достигнет 400 млрд. руб., то есть практически удвоится по сравнению с уровнем 2008 г.
«С нашей точки зрения, риски рефинансирования могли бы быть и выше, если бы федеральное правительство не вмешалось и не предоставило российским регионам значительную финансовую помощь в форме дополнительных субсидий и льготного кредитования», — подчеркнул Ф. Эйгель.
Предполагается, что к концу 2010 г. порядка 25% субфедерального долга составят обязательства регионов перед федеральным правительством.
«Поскольку мы полагаем, что финансовые показатели РМОВ будут низкими, а рыночные условия тяжелыми, динамика уровня рисков рефинансирования в российском секторе РМОВ после 2010 г. будет во многом зависеть от желания и способности российского федерального правительства продолжать свою программу дополнительной финансовой поддержки регионов», — заключил Ф. Эйгель.