Отели Екатеринбурга все чаще вынуждены делать ставку на корпоративных клиентов и не строят оптимистичных прогнозов на будущее. Несмотря на предпринимаемые маркетинговые изыски, заполняемость отелей колеблется в районе отметок 25—35%. Цифра 40% называется едва ли не пределом мечтаний.
Напомним, по итогам 2009 года, в Екатеринбурге работали 54 гостиницы на 6434 места и 38 дополнительных средств размещения на 865 мест. Таким образом, номерной фонд столицы Урала достиг 92 средств размещения на 7299 мест.
Сами отельеры признают, что, несмотря на все попытки позиционирования Екатеринбурга как привлекательного туристического объекта, реально город остается деловой столицей Урала, что в конечном счете отражается на специфике деятельности гостиниц. Отели делают упор на деловой туризм и развивают сегмент конференц-услуг.
Первые выводы о работе начали делать объекты, в спешке открывавшиеся в прошлом году к саммиту ШОС. Заполняемость отеля Ramada Yekaterinburg (160 мест) в марте составляет порядка 25%.
Как признает руководитель отдела продаж и маркетинга отеля Ramada Yekaterinburg Людмила Михайлова, даже это скромное значение гораздо больше показателей января — февраля 2010 года.
«Для увеличения загрузки мы занимаемся поиском больших групп, делая упор на том, что они могут получить у нас полный комплекс услуг по организации конференций. Их обучение пройдет в режиме, когда обучающие никуда не денутся, потому что пройтись по магазинам не удастся — расположение отеля не позволит», — отметила руководитель отдела продаж и маркетинга отеля Ramada Yekaterinburg Людмила Михайлова.
Напомним, Ramada Yekaterinburg расположен на трассе Екатеринбург — Кольцово.
О желанности такого рода клиентов говорят и в «Атриум палас отеле», первом отеле уровня «5 звезд» в Екатеринбурге.
«В последнее время загрузка отеля сохраняется на уровне 30—40%, причем 70% проживающих — это именно корпоративные клиенты. Произошло серьезное снижение загрузки отеля, особенно это видно в динамике по сравнению с 2008, 2009 годами. Тогда загрузка была в 2 раза больше», — сообщила руководитель отдела продаж «Атриум палас отеля» Жанна Седова.
Таким образом, по данным самих руководителей гостиниц, их заполняемость продолжает снижаться. Эту статистику подтверждают и в администрации города: до кризиса на протяжении нескольких лет средний уровень загрузки номерного фонда в Екатеринбурге держался на уровне 65%, а в 2007 году доходил до 68%.
Особого прогресса в 2010 году эксперты не прогнозируют, кроме небольших отелей, расположенных в самом центре города.
«Мы осуществляем свою деятельность с июня 2009 года. В новогодний период наблюдался отток клиентов, однако с начала года постепенно наблюдается увеличение числа посетителей», — отмечает администратор отеля «Чеховъ» Алена Лущикова.
В «Чехове» даже заявляют, что на сегодняшний день не могут гарантировать заселения человеку «с улицы», якобы заполняемость достигает 100%. Впрочем, мини-отели, в которых всего 20 номеров, показателем благополучия отрасли в целом являться явно не могут.
В сложившихся условиях отельеры предпринимают максимум возможных усилий для того, чтобы минимизировать потери. К примеру, Hyatt Regency Ekaterinburg с самого открытия стал скорее местом для проведения все тех же конференций и презентаций, чем для проживания. Ramada Yekaterinburg делает ставку на предоставление спортивных развлечений.
Все вместе отельеры готовы предоставлять скидки постоянным клиентам и различные пакетные предложения корпоративным клиентам. Впрочем, пока какой-либо прорывной отдачи это не дает.
Возможно, именно поэтому новых крупных отелей в Екатеринбурге к открытию не запланировано.