«Ведомости», Елена Хуторных и Анастасия Голицына: С банком не по пути
В конце января в законопроект о национальной платежной системе (НПС) была добавлена глава об исключительном праве банков на выпуск электронных денег. На этой неделе крупнейшие платежные системы предложили Минфину не ограничиваться главой в законе об НПС, а сделать для этого рынка отдельный закон.
«Мы не против идентификации пользователей, и нас устраивает существующее ограничение в 15 000 руб.; но нынешняя версия законопроекта требует при создании пополняемого электронного кошелька немедленной идентификации пользователя по банковским правилам. Это убивает саму идею электронных денег», — говорит гендиректор платежной системы «Яндекс.Деньги» Евгения Завалишина. Она не согласна и с необходимостью перевода бизнеса электронных денег под банковскую лицензию, называя это «слишком тяжелым регулированием». Не совсем понятно «электронщикам» и ограничение на расчеты электронными деньгами юридических лиц с физическими, продолжает Завалишина: многим компаниям необходимо переводить мелкие платежи большому числу людей и электронные деньги для этого наиболее удобны.
Минфин и Центробанк обсуждают введение специальных лицензий для небанковских кредитных организаций — участников рынка электронных денег, сообщил замминистра финансов Алексей Саватюгин. По его мнению, лицензирование могло бы обеспечить «нормальный надзор» за такими крупными игроками, как WebMoney и «Яндекс.Деньги» (контролируют 90% рынка интернет-платежей). «Мы принципиально не против лицензий, это упростит жизнь компаний, поскольку электронным деньгам будет придан статус финансового сервиса. Вопрос в том, какие требования к компании будет подразумевать лицензия», — говорит Завалишина.
Рынок электронных платежей в России в 2009 г. составил более 40 млрд руб., в 2010 г. он может вырасти вдвое, считает председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов.