Виктор Марчукайтес: Кикшеринг Яндекс Go находится в диалоге с Екатеринбургом
Руководитель по развитию бизнеса сервиса Самокаты Яндекс GO Виктор Марчукайтес рассказал о перспективах развития кикшеринга средств индивидуальной мобильности в России.
— Виктор, как вы оцениваете итоги прошедшего сезона по спросу на услуги сервиса кикшеринга?
— В этом году кикшеринг Яндекс Go в ответ на растущий спрос открылся в 29 новых географиях, сейчас сервис работает более чем в 40 городах России. Городская среда тоже постепенно адаптируется под СИМ, а потребность в самокатах как в транспорте только растет — 77% поездок сезона совершены частотными пользователями. В Екатеринбурге больше 85% из них имели транспортный сценарий, то есть люди арендовали самокат с целью «доехать до нужной точки», а не покататься.
— Планируется ли увеличение числа электросамокатов в Екатеринбурге в следующем году или расширение город-присутствия в Свердловской области в следующем году?
— В апреле 2025 года Яндекс Go предложил единые стандарты регулирования работы сервисов аренды самокатов, среди них было ограничение максимального количества СИМ на город. Сейчас с Администрацией города мы обсуждаем масштабирование этой инициативы на Екатеринбург. Полноценно она сможет заработать уже в следующем сезоне, тогда же планируется и старт работы в других городах Свердловской области.
Норма самокатов рассчитывается в соответствии с численностью населения, учитывает развитость инфраструктуры и регламентируется в соглашении между операторами и городом. Это помогает разгружать дорожную инфраструктуру и делать транспортную среду более безопасной.
— Можете дать свою оценку уровня безопасности всех участников движения, включая пользователей сервиса, в прошедшем сезоне?
– Больше 99,99% поездок на самокатах Яндекс Go проходят без происшествий, этот показатель аналогичен прошлому году. Отмечается и общее снижение аварийности на 24% — такие данные приводит МВД, а по данным Госавтоинспекции Свердловской области с марта по октябрь количество ДТП с участием электросамокатов в Екатеринбурге снизилось на 27%.
— Какую роль в этом сыграли скауты, следящие за соблюдением правил использования электросамокатов? Планируется ли увеличить их число в следующем сезоне?
— Полевые специалисты, в первую очередь, помогают поддерживать порядок в городе. Скауты расставляют самокаты и предотвращают парковку в неположенном месте, энерджайзеры отвечают за замену батарей в разряженных СИМ, ребалансировщики — за вывоз самокатов со склада и доставку в места, где потребность в них выше всего, релокаторы — за доставку на склад для технического обслуживания. Также они отвечают и за работоспособность транспорта ночью.
Есть и дисциплинарная функция. Например, скауты-штраферы напоминают местным жителям правила парковки и подсказывают ближайшую парковочную зону тем, кто остановился в неположенном месте. Также они фиксируют нарушения правил ПДД, предупреждают о штрафе и передают информацию нам, в Яндекс Go. Служба поддержки проверяет данные о нарушении и выписывает штраф.
— Со своей стороны какие у вас есть идеи или предложения к органам власти по повышению уровня безопасности для всех участников движения, включая пользователей сервиса кикшеринга?
— Как я уже отметил, в сезоне-2025 Яндекс Go выступил с предложением ввести единые стандартные регулирования для операторов кикшеринга, включая верификацию и ограничение количества самокатов на город. Например, в Москве уже введена обязательная идентификация пользователей через портал mos.ru. Это усилило контроль за возрастным ограничением: система автоматически проверяет данные пользователя и не допускает попыток аренды несовершеннолетними. Яндекс Go предлагает масштабировать эту практику на другие регионы и внедрить обязательную верификацию через ЕСИА — учетная запись, которую используют на портале Госуслуг.
— В конце ноября 2025 года губернатор Свердловской области Денис Паслер выступил против введения запрета на использование средств индивидуальной мобильности (СИМ) в Екатеринбурге. Однако глава региона высказался за ограничения на некоторых участках в центре города, например, на улице Вайнера. Готовы ли принять обсуждение в этой инициативе с органами власти?
— Кикшеринг Яндекс Go находится в постоянном диалоге с городом. В Екатеринбурге сервис планово реализует меры по поддержанию безопасности и порядка СИМ.
Сейчас по соглашению с городом действуют 40 медленных и 35 запретных зон. Они нужны нужны для аппаратного ограничения скорости в районах, где это необходимо, например, в парках, у исторических объектов или на узких улицах.
Мы видим высокое проникновение самокатов в транспортную среду Екатеринбурга и считаем ограничение на движение в центре города избыточным. Город связан мостами по двум главным магистралям — проспекту Ленина и улице Малышева, ограничение движения по ним приведет к нарушению связности районов и транспортной доступности. Это напрямую влияет на комфорт движения жителей: придется объезжать зону запрета по более узким мостам, например, на улице Куйбышева ширина тротуара менее двух метров.
Сервисом реализуются сервисные штрафы и блокировки за нарушения ПДД и правил безопасности. Важно, чтобы самокаты на улицах были аккуратно припаркованы и не мешали пешеходам и другим участникам дорожного движения. Поэтому сервис создает дополнительные места для парковок, их расположение определяется совместно с городом. В этом году по договоренности с Администрацией города операторы нанесли более 200 новых парковок по проспекту Ленина, улицам 8 марта и Малышева.
Кроме того, наши самокаты оснащены укрупненными номерами, которые позволяют идентифицировать нарушения; если по какой-то причине номер на самокате отсутствует, пользователь сообщает об этом в приложении сервиса.
— Какие могут быть альтернативы ограничениям на указанных участках?
— Мы видим альтернативой полному запрету более гибкие и технологичные решения. Как я уже сказал, ключевым из них является аппаратное ограничение скорости СИМ на конкретных участках благодаря IoT-модулю, встроенному в самокат. Так он автоматически замедлится до нужной скорости на участке, где это необходимо, что обеспечит безопасность и сохранит транспортную функцию. Этот подход мы уже применяем в парках и у исторических объектов.
— Как наличие самокатов влияет на транспортную ситуацию в Екатеринбурге в целом, какую нишу они занимают в транспортной системе: это конкуренция с ОТ или наоборот симбиоз?
— Кикшеринг по профилю пользования становится все больше похож на общественный транспорт, но не заменяет его. По нашим данным, более 40% поездок на самокатах происходит в утренние и вечерние часы пик. Для сравнения, у такси в течение дня спрос распределяется более равномерно — на часы пик приходится лишь 32% поездок.
50% поездок на самокатах начинаются или заканчиваются у транспортных узлов — метро, железнодорожных станций, автобусных остановок. Самокаты используют, чтобы проехать «последнюю милю» — короткий отрезок пути, который неудобно преодолевать на другом транспорте или пешком.
Также кикшеринг помогает разгружать дороги: пока идет сезон — с весны по осень — пользователи СИМ на 23% реже вызывают такси. Самокаты экономят время на дорогу: в среднем на 30% по сравнению с общественным транспортом и на 60% — с пешими маршрутами.
В ночное время они становятся полноценной заменой общественному транспорту, с 22:00 до 06:00. В этот период длительность транспортных поездок на самокатах увеличивается на 76%. Начиная с 6:00 их длительность уменьшается — со стартом работы общественного транспорта пользователи строят мультимодальные маршруты, совмещая поездки на самокатах с общественным транспортом.

