Динамично развивавшиеся ранее сети бытовой техники и электроники останавливают экспансию в регионы. Так, в Екатеринбурге в ближайшее время открытия торговых площадей ведущих компаний не планируется.
По данным «РБК daily», сеть гипермаркетов «Техносила» планирует вдвое уменьшить ряд гипермаркетов в регионах, а на освободившиеся площади найти субарендаторов в связи с оптимизацией расходов. Нерентабельные магазины могут быть закрыты. Первые шаги в этом направлении компания уже сделала. В частности, в УрФО до середины лета 2010 года приостановлена деятельность гипермаркета в Кургане.
«Дело в том, что курганский рынок сильно упал в кризис. Этот магазин находится в новом торговом центре, где пока не набрана и половина арендаторов, поэтому на данный момент нам экономически невыгодно там работать», — заявил УрБК вице-президент по стратегии сети магазинов «Техносила» Леонид Тюкавкин.
При этом в «Техносиле» заверяют, что не намерены уходить из города и не будут сокращать персонал.
Речь о расширении бизнеса в Екатеринбурге компания пока также не ведет, гарантируя лишь сохранение действующего числа магазинов и их площадей. Напомним, сейчас в Екатеринбурге работает 3 гипермаркета «Техносила»: в ТРЦ «Фан-Фан», «Парк Хаус» и «Гринвич».
Нет информации и о планах по развитию на Среднем Урале сети «Эльдорадо». При этом число магазинов компании в столице Урала в последнее время лишь снижается.
Напомним, закрылось два магазина продавца бытовой техники, которые располагались в бизнес-центре «Антей» и на проспекте Космонавтов. Еще раньше прекратил работу магазин сети на улице Свердлова. При этом в соседних областях сложилась иная ситуация. К примеру, в Тюмени за последнее время открылись 3 торговых точки «Эльдорадо».
Полностью прекратила работу в областном центре торговая сеть «Мир», у которой в городе было три магазина.
О перспективах некогда амбициозного рынка бытовой техники пока ничего не знают и в администрации Екатеринбурга: внятной информации о планах по развитию в городе в этом году сети не представили.
По мнению экспертов, причиной застоя в развитии стало сокращение доходов населения, рост безработицы и снижение объемов потребительского кредитования. Стремление населения к экономии сильнее всего сказалось именно на объемах реализации «дополнительных» видов бытовой техники, таких как микроволновые печи, морозильники, посудомоечные машины, вытяжки. По некоторым данным, объем рынка этих сегментов в натуральном выражении в 2009 году уменьшился по сравнению с 2008 годом почти на 50%.
Отметим, что корректировка докризисных планов развития сетей во многом объясняется и ужесточением условий кредитных организаций, на деньги которых преимущественно и развивался ритейл. В результате из-за того, что рынок бытовой техники и электроники «встал», страдают и сами банки, представители которых раньше успешно работали во всех крупных гипермаркетах, оформляя экспресс-кредиты на месте.
У самих компаний статистика более оптимистичная, чем у независимых экспертов, тем не менее наличие проблем сети признают. Так, в «М.Видео» сопоставимые продажи в магазинах сократились за 2009 год на 11,6%, продемонстрировав некоторый рост лишь по итогам IV квартала 2010 года.
По данным «РБК. Исследования рынков», к концу 2010 года объем рынка аудио-, видео- и бытовой техники может увеличиться на 8,4% в натуральном выражении по сравнению с уровнем 2009 года. Тем не менее первые реальные показатели продаж в этом году, в том числе в Свердловской области, сети подведут лишь в апреле 2010 года.
Единственной сетью, которая провозгласила расширение в Екатеринбурге в текущем году, была та же «М.Видео», однако планы компании зависят не только от нее, но и от руководства ТРЦ «КомсоМОЛЛ», сроки открытия которого пока лишь раз за разом переносятся.