Ведомости и Анна Бараулина, Татьяна Воронова: Больше не спасут
Банковская система страны окрепла, поэтому при возникновении проблем у крупнейших банков их спасать не потребуется, считают в Центробанке и Агентстве по страхованию вкладов.
В конце 2008 г. и первой половине 2009 г. мы спасали банки, потому что опасались, что произойдет коллапс, мы боялись системного сбоя. Если бы тогда была такая ситуация, как сейчас, конечно, мы бы не санировали такие банки, как ВЕФК, «КИТ финанс» и Связь-банк, потому что там были очень плохие активы. Сейчас совсем другая ситуация. Мы еще подумаем, спасать ли банки, входящие даже в число 50 крупнейших«, — заявил первый зампред Центробанка Геннадий Меликьян в интервью «РБК ТВ». Получить у него дополнительные комментарии вчера не удалось.
Ранее представители ЦБ тоже оптимистично оценивали перспективы банковского сектора. Например, директор департамента банковского регулирования и надзора Алексей Симановский на прошлой неделе предположил, что проблема плохих кредитов для системы в целом будет постепенно «растворяться», хотя для отдельных банков такие риски остаются (цитата по «Интерфаксу»). В том же духе высказывался на ежегодной февральской встрече с банкирами председатель ЦБ Сергей Игнатьев.
По закону за санацию банков с конца 2008 г. отвечает Агентство по страхованию вкладов (АСВ). В недавно опубликованном отчете правительства по антикризисным мерам АСВ оценило ситуацию в банковском секторе как «сложную, но стабильную», предположив, что вероятность ее ухудшения сохранится, пока не преодолен спад промышленного производства.
Позиция АСВ схожа с озвученной Меликьяном, говорит заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников. «Когда регулятор принимал решение о спасении банков, в системе был отток вкладов из-за панических настроений граждан, которые успокоились в начале 2009 г. Тогда ЦБ нужно было поддержать крупных игроков. Сложности этих трех банков [ВЕФК, “КИТ финанс” и Связь-банка] были связаны еще и с тем, что они кредитовали сомнительные проекты либо излишне увлекались вложениями в ценные бумаги. Вероятно, сейчас их действительно спасать никто бы не стал, поскольку ситуация выровнялась», — считает он. В спокойное время целесообразнее использовать механизм, когда активы проблемного банка с помощью АСВ передаются здоровому, а проблемный банк ликвидируется, заключает Мирошников.
«Можно согласиться с тем, что риски сейчас гораздо меньше: уже нет кризиса доверия, кризиса ликвидности, капитала у банков хватает, они привлекли много вкладов, остались скорее локальные проблемы — с просрочкой, например», — отмечает аналитик «Уралсиб кэпитал» Леонид Слипченко. По прогнозу Moody's, в этом году российские банки могут потерять минимум 12% от портфеля кредитов, поскольку им придется списать каждый второй кредит из тех, что были реструктурированы. А президент Дмитрий Медведев на вчерашней встрече с председателем ЦБ Сергеем Игнатьевым заявил, что «в результате скоординированных действий правительства, Центробанка удалось стоявшие задачи разрешить, финансовая система работает нормально, состояние дел достаточно неплохое» (цитата по «Интерфаксу»).