21.01.2010

Внедрение новой формы отчета НДС парализовало систему электронного документооборота налоговой службы

Неприятный сюрприз преподнесла налоговая служба России отечественным предпринимателям, сдающим свою отчетность в электронном виде. Изменение форм отчетности накануне сдачи квартальных отчетов парализовало работу многих бухгалтерий. Десятки тысяч компаний по всей стране не смогли корректно воспользоваться системами электронного документооборота и вовремя сдать свои данные в налоговые органы.


Причиной «налогового коллапса» стала несогласованность действий Министерства финансов и Федеральной налоговой службы и неготовность информационной системы этих ведомств к быстрой перестройке.


Еще 15 октября 2009 года Министерство финансов Российской Федерации утвердило новую форму заполнения отчетности по налогу на добавочную стоимость. Применяться новая форма должна была начиная с отчета за 4-й квартал 2009 года. Последний срок сдачи этого отчета — 20 января 2010 года. Предполагалось, что к этому времени новые форматы электронной отчетности уже будут внедрены во всех налоговых управлениях России.


Однако сам закон был утвержден в Министерстве юстиции 24 декабря 2009 года. Новый электронный формат документооборота согласован и представлен 31 декабря. Сам приказ был официально опубликован в «Российской газете» и вступил в действие только 20 января — в последний день сдачи отчетности. В соответствии с ним, сдавать отчетность в этот день можно было уже только по новой форме.


Разработчики программного обеспечения успели за новогодние праздники внести изменения в программы, обеспечивающие передачу данных в налоговую уже по новому формату. Однако в самом налоговом ведомстве внедрение новых программ произошло с запозданием и неравномерно. Одни инспекции ФНС уже готовы были принимать отчетность по новым требованиям, другие еще не внедрили у себя эти системы. Причем узнать об этом было достаточно сложно: многие налоговые инспекции оказались не в состоянии ответить на большое число одновременных звонков. Еще большую путаницу в ситуацию внесло официальное разъяснительное письмо Федеральной налоговой службы за номером МН-22-3/33, которое фактически разрешило 20 января принимать отчетные документы как по новому, так и по старому форматам.


В результате сотни тысяч российских предприятий оказались в затруднительной ситуации. Их отчеты, составленные в полном соответствии с законом, не принимались налоговой инспекцией. Программы, предназначенные для отправки электронных документов, сообщали об ошибке. Фактически парализованной оказалась работа налоговой службы, а также предприятий, предоставляющих услуги обеспечения электронного документооборота с ФНС.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
19.07.2012 К системе электронного документооборота подключены 38 исполнительных органов власти Свердловской области

УрБК, Екатеринбург, 19.07.2012. К системе электронного документооборота (СЭД) подключены 38 исполнительных органов ...

07.02.2012 Наиболее активными пользователями системы электронного документооборота в Свердловской области признаны администрация губернатора, министерство финансов и МУГИСО

УрБК, Екатеринбург, 07.02.2012. Более 30 органов власти Свердловской области подключились к системе электронного ...

30.11.2010 На должность руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области назначен Александр Путин

УрБК, Челябинск, 30.11.2010. В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2010 (№ 1372 ...

15.11.2010 УФНС России по Свердловской области предупредило налогоплательщиков о приостановке электронного документооборота

УрБК, Екатеринбург, 15.11.2010. Управление Федеральной налоговой службы России по Свердловской области сообщило о ...

18.01.2010 ЗАО «ПФ «СКБ Контур» внедрило систему электронного документооборота в Министерстве образования Свердловской области

УрБК, Екатеринбург, 18.01.2010. В Министерстве образования Свердловской области завершилась тестовая эксплуатация ...