24.12.2009

Игры подсознания: полет продолжается

На прошлой неделе банковское сообщество Екатеринбурга было ознакомлено с мультипликационной версией истории банка «Северная казна». Анонимно размещенный в сети Интернет ролик в метафорической форме рассказывал о событиях, развернувшихся в банке осенью 2008 года.


В анимационном произведении «Северная казна» была представлена в виде бомбардировщика, который был атакован неприятелем. Пожилой бородатый капитан машины, в котором можно узнать Владимира Фролова. Два других члена экипажа покидают самолет с «золотыми парашютами». Самолет — «Северную казну» спасает некий молодой «стрелок», на шлеме которого к концу ролика появляется логотип банка «Нейва».


Многие наблюдатели расценили это мультипликационное произведение как один из актов борьбы за «репутационный капитал» банка «Северная казна». Напомним, что сейчас на статус «преемника» одной из самых технологически продвинутых кредитных организаций Урала претендуют сразу несколько игроков.


Во-первых, это «Альфа-банк», ставший санатором и фактическим владельцем «Северной казны». Во-вторых — новый банковский проект бывшего председателя Совета директоров «Северной казны» Владимира Фролова. Его название пока не разглашается, но известно, что создаваться он будет на базе подмосковного банка «Уран» при содействии финансовой группы «Номос». Интересно отметить, что ролик появился за несколько дней до даты официального начала работы проекта Владимира Фролова.


Третьим претендентом на «репутационное наследство» «Северной казны» традиционно называют банк «Нейва». Во главе этой кредитной организации сейчас стоят бывшие менеджеры «Северной казны».


Именно с ней большинство наблюдателей и связывают создание мультипликационного ролика. Некоторые эксперты расценивают его даже как попытку организации «вирусного маркетинга» банка.


Эта версия выглядит вполне правдоподобной. Банк «Нейва» последние месяцы старается позиционировать себя в качестве «наследника» традиций «Северной казны», перенявшего от «альма матер» все самое лучшее. Одновременно «Нейва» старается дистанцироваться от последних, не самых приятных эпизодов самостоятельного существования «СК». В качестве примера можно привести рекламную кампанию под слоганом «Тот же банк, но без бороды». В ней многие наблюдатели увидели намек на бороду Владимира Фролова.


Мультфильм про падающий бомбардировщик вполне укладывается в рамки этой идеологемы. В нем мы видим, как «молодой стрелок-радист» с логотипом «Нейвы» перехватывает управление «Северной казной», из которой катапультировался персонаж, похожий на Владимира Фролова.


Впрочем, существуют сомнения в том, что сам предмет борьбы в виде «позитивной репутации» «Северной казны» вообще существует где-то помимо сознания бывших сотрудников банка. В самом деле, «Северная казна» сначала нанесла сильнейший удар по собственному имиджу кризисом осени 2008 года. Тогда были заблокированы средства на счетах физических и юридических лиц. Ударом по репутации стала санация. Далее в течение года ее целенаправленно разрушал «Альфа-банк», постепенно уничтожавший все собственные сервисы и наработки уральского банка. В результате к настоящему моменту практически все бывшие клиенты «Северной казны» давно перешли на обслуживание в другие кредитные учреждения. И мало кто из них готов сменить свой текущий банк на новый только потому, что в нем живы некие «традиции «Северной казны».


Да и сами претенденты мало напоминают «Северную казну», в течение десятилетия удерживавшую звание крупнейшего банка Свердловской области. Они в разы уступают ей по объемам банковского бизнеса, в сотни раз — по числу обслуживаемых клиентов. Сложно сопоставлять их финансовые и кредитные возможности, филиальные сети и другие реальные экономические показатели. По сути, преемственность наблюдается разве что в системах дистанционного банковского обслуживания и неких мистических «традициях». Вот только нужны ли они клиентам?


Многие зрители ролика отметили определенную амбивалентность его восприятия. За внешними, «экономическими» смыслами, отсылающими к конкурентной борьбе, скрываются иные, подсознательные значения. Для того чтобы их обнаружить, агентство обратилось к экспертам. При детальном исследовании ролика они признали версию о «вирусном маркетинге» маловероятной. По их мнению, это скорее элемент личного выяснения отношений между людьми, некогда бывшими членами одной команды.


Отдельные реплики, сцены, характеры персонажей заставляют предположить, что истинной целью создателей ролика было сведение личных счетов. Сам по себе «мультфильм» — не коммерческий продукт, а грубый шарж, имеющий единственной целью уязвить отдельных лиц.


Свидетельством этого является и его «камерность». Многие перипетии его сюжета понятны только узкому кругу лиц, знающему «внутреннюю кухню» «Северной казны». Об этом говорят фигуры «членов экипажа». Их характерные черты — особенности речи, «распальцовка» — говорят о том, что за ними стоят конкретные персоны. Но вот узнать их могут только люди, работавшие в банке.


Кроме того, версию сведения личных счетов подтверждает и общий хамский стиль ролика, снабженный грязным эротическим подтекстом.


Самый показательный пример — расстрел банковской символики на борту бомбардировщика. Как прекрасно видно на раскадровке, пуля не просто пробивает борт самолета, она попадает в символ банка — статуэтку обнаженной женщины, причем пробивает ее в области гениталий. Следует отметить, что изображение было символом банка на протяжении всех лет его существования.




Игры подсознания: полет продолжается






По мнению экспертов, подобные мотивы ставят ролик за грань определенных морально-этических норм и, более того, могут свидетельствовать об определенных комплексах его авторов и заказчиков.


«Вполне возможно, что мы видим перед собой пример символической сублимации подавленного и депривированного подсознательного желания. Можно говорить, что в данной анимации автор пытается средствами искусства выразить и тем самым символически пережить, воплотить в реальность запретные фантазии. Что мы видим в данном случае? Пуля, объект вытянутой обтекаемой формы, проникает в изображение женщины в районе гениталий. Это изображение может означать подсознательное, неоформленное стремление вступить в сексуальный контакт, овладеть неким символическим объектом. В данном случае речь, видимо, идет о банке», — отметил эксперт на условиях анонимности.


«Подобные вещи сложно однозначно отнести к девиациям и нарушениям психики. Подобные способы борьбы с собственными вытесненными желаниями достаточно характерны для подростков пубертатного периода. Именно они порождают стремление к непристойным изображениям и надписям, которыми часто украшены наши стены и подъезды», — подытожил эксперт.


«Возможно, это просто случайность. Но нельзя исключать и символического выражения эдипова комплекса. Если мы говорим о бывших сотрудниках банка, то можно предположить, что Владимир Фролов занимал для них символическое место отца, а сама «Северная казна» — матери. Здесь же мы видим прямое выражение сути эдипова комплекса — символическое исключение (убийство — ведь Фролов падает без парашюта) «отца» и присвоение его места (за штурвалом). Расстрел обнаженной женщины в этом случае однозначно может быть ассоциирован с символическим овладением фигурой «матери», — высказал свою точку зрения один из екатеринбургских практикующих психотерапевтов.


«Человеку с такими комплексами я бы посоветовал обратиться к специалисту. Скорее всего, здесь нет речи о серьезном расстройстве психики, но зацикленность на подобных переживаниях определенно может иметь место. Но говорить об этом наверняка можно только после обследования», — заключает он.


Не исключено, что банк «Нейва» действительно не имеет никакого отношения к созданию мультфильма. Об этом свидетельствует образ «спасителя» бомбардировщика «Северная казна». Шепелявый «стрелок-радист» вряд ли похож на положительного персонажа. Его первое появление в кадре связано с негативным контекстом, а принадлежность к банку «Нейва» также проявляется весьма своеобразно — логотип прилипает к шлему героя, отклеившись от попавшей ему в лицо бумаги. Сложно предположить, что нынешние руководители банка «Нейва», амбициозные и профессиональные люди, ассоциируют себя с подобным персонажем.


Более того, именно банку «Нейва» этот ролик наносит наибольший репутационный ущерб. Уже одно появление логотипа банка в столь хамском материале само по себе бьет по его имиджу. Но куда большие потери доброму имени «Нейвы» наносят предположения о том, что банк участвовал в создании этого продукта, переходящего все рамки приличий. Не случайно, что советник председателя правления «Нейвы» Алексей Калистратов опроверг информацию о причастности банка к мультфильму.


Между тем наблюдатели не исключают, что непристойный ролик может быть далеко не последним актом в тянущейся уже более года драме, связанной с распадом некогда единой команды «Северной казны». Ее участники уже успели выяснить отношения в судах, на страницах прессы и вот сейчас, похоже, осваивают новые методы сведения счетов.
Вернуться в раздел » VIP-консультант
Материалы по теме
24.12.2009 Игры подсознания: полет продолжается

На прошлой неделе банковское сообщество Екатеринбурга было ознакомлено с мультипликационной версией истории банка ...

21.12.2009 Игры подсознания: полет продолжается

На прошлой неделе банковское сообщество Екатеринбурга было ознакомлено с мультипликационной версией истории банка ...

21.12.2009 Игры подсознания: полет продолжается

На прошлой неделе банковское сообщество Екатеринбурга было ознакомлено с мультипликационной версией истории банка ...

21.12.2009 Игры подсознания: полет продолжается

На прошлой неделе банковское сообщество Екатеринбурга было ознакомлено с мультипликационной версией истории банка ...

31.03.2009 Бывший председатель Совета директоров ОАО «Банк «Северная казна» Владимир Фролов создает «банк без банка»

УрБК, Екатеринбург, 31.03.2009. «Я обязательно буду заниматься банковской деятельностью. Сейчас все технологии ...