Конституционный суд запретил в России смертную казнь
По решению суда действующий мораторий на высшую меру, несмотря на введение с 1 января 2010 года суда присяжных на всей территории России, пересматриваться не будет. Таким образом, обязательства, взятые РФ перед международным сообществом, не нарушатся. Сенсацией решение КС не стало. О необходимости продления моратория давно говорили видные политики и общественные деятели. Но председатель КС Валерий Зорькин не исключил, что вопрос скоро может встать ребром, пишет газета «Взгляд».
Конституционный суд (КС) России в четверг вынес решение в слушаниях по «вопросу жизни и смерти» — судьбе смертной казни в России. Оно принималось судьями в закрытом режиме. Затем председатель КС Валерий Зорькин огласил резолютивную часть. Главный итог — мораторий на применение высшей меры с 1 января отменен не будет.
«Введение с 1 января 2010 года суда присяжных на всей территории страны не создает возможность назначения смертной казни», — заявил Зорькин.
В соответствующем постановлении он отметил, что «выраженное Российской Федерацией намерение установить мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров и принять иные меры по отмене смертной казни было одним из существенных оснований для ее приглашения в Совет Европы». «Опираясь на обязательства и договоренности, включая и намерение подписать в течение одного года и ратифицировать не позднее чем через три года с момента вступления протокол № 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (отменяющий смертную казнь — ИФ) и установить со дня вступления мораторий на исполнение смертных приговоров, ПАСЕ рекомендовала Комитету министров Совета Европы пригласить Россию стать членом Совета Европы».
Зорькин отметил, что со времени введения моратория «сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого с учетом международно-правовых тенденций и обязательств, взятых на себя Россией, происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящий временный характер и рассчитанный лишь на некоторый переходный период».
После окончания заседания Зорькин рассказал журналистам, что и после того как в 1997 году Россия подписала 6-й протокол, ряд судов все-таки предпринимали попытки назначения смертных приговоров. «В частности, такая попытка была предпринята в 2007 году. Гособвинитель тогда требовал смертного приговора, но он не был вынесен, — рассказал Зорькин. — Ряд смертных приговоров после 1997 года были даже вынесены, но ни один из них не был приведен в исполнение, потому что каждый раз президент использовал свое право на помилование, таким образом государство не допустило нарушения своих международных обязательств».
По словам Зорькина, протокол № 6 Конвенции о защите прав человека уже около 10 лет находится в Госдуме в процессе ратификации. Но Конституционный суд, со своей стороны, не может заставить Госдуму принять или отклонить документ.
Представитель президента в КС Михаил Кротов также заявил, что президент все, что мог, уже сделал — внес протокол для ратификации в Госдуму, теперь все зависит от депутатов.