«Автобан» и «Глазурит»: бизнес с политическими рисками
Экономический кризис превратил торговлю автомобилями в России в один из самых высокорисковых видов бизнеса. Падение спроса более чем на 50% уже нанесло удар по этой отрасли. Но сейчас ряд автодилеров столкнулся с новыми рисками — политическими. В отличие от экономических, они абсолютно непредсказуемы и не поддаются управлению.
Примером может служить ситуация, в которой оказались екатеринбургские дилеры компании General Motors — компании «Автобан» и «Глазурит». Резкое ухудшение отношений России и автогиганта может напрямую сказаться на их бизнесе.
Причиной возникновения политических рисков стало решение совета директоров General Motors не продавать дочерний концерн Opel консорциуму «Magna-Сбербанк». Такой поворот событий вызвал бурную реакцию в мировом бизнесе, так как ранее была достигнута целая серия «окончательных» договоренностей.
Пресс-секретарь председателя Правительства РФ Дмитрий Песков заявил о том, что правительство удивлено данным решением, а консорциум намерен провести глубокий юридический анализ ситуации.
Реакцию российской стороны на принятое GM решение относительно продажи Opel озвучил и премьер-министр Владимир Путин.
«Отказ американцев от данной сделки не наносит ущерба интересам РФ. Однако мы должны выучить преподнесенный урок. Это не ущемляет наших интересов, но говорит о своеобразном отношении американских партнеров со своими контрагентами. Впредь Россия будет учитывать этот опыт при проведении сделок. Это именно урок, и мы должны будем учитывать такой стиль взаимоотношений с партнерами в будущем. Такое пренебрежительное отношение к партнерам обращено, прежде всего, к европейцам, а не к нам, но надо будет это иметь в виду в будущем», — заявил Владимир Путин в ходе президиума правительства.
Председатель Правления Сберегательного банка РФ Герман Греф не исключает судебных разбирательств с General Motors. «Мы готовы защищать свою позицию и в судах. Сейчас юристы изучают все возможности, мне кажется, что у нас есть возможность с компанией GM договориться без использования судебных инструментов», — заявил Герман Греф.
Руководство Magna уже начало требовать от американского концерна GM возвратить финансовые средства, которые были израсходованы в связи с возможной покупкой германского автопроизводителя Opel. Вице-президент Magna Зигфрид Вольф отметил, что «в действительности мы израсходовали огромную сумму, поскольку приходилось решать комплексные задачи (по разработке планов реструктуризации Opel)». По некоторым данным, Magna потратила почти 100 млн. евро.
Немецкое правительство также осудило решение руководства концерна, а глава европейского подразделения GM Карл-Петер Форстер покинул свой пост в знак протеста.
Президент и главный исполнительный директор General Motors Фриц Хендерсон в свою очередь заявил, что концерн надеется на дальнейшее развитие бизнеса в России.
Как утверждают эксперты, такая ситуация может негативно сказаться на продажах GM в России. Ведь неизвестно, как отреагирует общественность на заявления первых лиц правительства. Дело в том, что, как правило, слова высоко стоящих лиц влияют на отношение потребителя к той или иной компании, что ведет к ухудшению репутации и отказу от покупки ее продукции.
Пока сложно говорить о том, какие меры примет правительство России. Но эксперты не сомневаются, что дело не ограничится резкими заявлениями. У правительства имеется достаточное количество самых разнообразных рычагов влияния, с помощью которых можно создать сложности в продаже машин GM в России. Наблюдатели не исключают, что уже в ближайшем будущем будут осуществлены конкретные действия, которые повлияют на производителей GM в России. Так, General Motors выпускает Chevrolet NIVA на совместном предприятии GM-АвтоВАЗ в Тольятти, компания «Автотор» выполняет крупноузловую сборку Hummer H2 и H3, Cadillac CTS, STS и SRX, а также 2 моделей Chevrolet — Epica и Lacetti. Также в России действует завод в Шушарах под Санкт-Петербургом. Сегодня завод производит внедорожник Chevrolet Captiva.
Если правительство предпримет определенные шаги в отношении этих производств (например, ужесточит пошлины на ввоз комплектующих или исключит эти машины из числа «отечественных»), концерн может столкнуться с серьезными трудностями в их реализации. Следствием неизбежно станет падение продаж и новые проблемы у дилеров.
Очевидно, что такое положение дел не может не отразиться и на местных дилерах GM. «Автобан» и «Глазурит» пока не видят никакой угрозы в сложившейся ситуации, заявляя, что покупателю не важно, кому будут принадлежать акции производителя.
Однако можно предположить, что подобные заявления отражают скорее пожелания компаний, нежели реальное положение дел. Таким образом, компании «Автобан» и «Глазурит» на сегодняшний день подвержены политическим рискам. Ситуацию усугубляет снижение продаж, произошедшее во время кризиса. Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи Opel в целом по России за 10 месяцев 2009 года упали на 64% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.