Собственники 10% розничных сетей в России готовы продать свой бизнес хоть сейчас
Большинство розничных сетевых компаний в настоящее время находятся в сложном финансовом положении. Снижение покупательской активности людей и сложности с кредитованием привели к тому, что некоторым уже пришлось уйти с рынка.
Кризис продолжает негативно влиять на функционирование бизнеса в целом и ретейла в частности. Серьезное падение объемов продаж продуктовые сети заметили в ноябре 2008 года. Снижение остановилось только в июле этого года. Однако роста владельцы розничных магазинов пока не наблюдают. Сегодня люди не готовы тратить деньги и покупать больше товаров. По данным исследования компании «Nielsen Россия», в настоящее время 48% покупателей видят снижение доходов семьи, а 40% граждан пришлось потратить часть или все имеющиеся накопления. Более того, 80% потребителей продолжают экономить.
В результате еще в 2008 году обороты розничной торговли значительно снизились. Розничные сети столкнулись с ужесточением конкуренции, которую многие не выдержали. Так, общероссийские сети магазинов «Алпи» и «Матрица» в настоящее время испытывают тяжелое финансовое состояние. Компании находятся на грани банкротства. В 2008 году произошло закрытие магазинов «В Яблочко», «Смарткауфф» и «Смак». Также обанкротились федеральные сети «Гроссмарт» и «Самохвал».
«В РФ около 1500 розничных сетей, из них 10% готовы продаться хоть сейчас», — заявила генеральный директор Уральского офиса ГК «Инталев» Оксана Ковтун.
Причинами такого поведения стало не только снижение покупательской способности. В 2008 году, на волне успеха, магазины старались открыть как можно больше магазинов. Причем в основном компании не задумывались о том, какую эти точки приносят прибыль. «Необдуманные», нерентабельные магазины с приходом кризиса и стали причиной недостатка ликвидности у большинства сетевых компаний. Кроме того, высокие темпы роста операционных расходов привели к тому, что сегодня многие компании убыточны. Еще одной причиной тяжелого положения сетевиков стала региональная диверсификация.
В самом тяжелом положении оказались продавцы дорогих товаров. Покупателей не нашлось. По мнению генерального директора Management Development Group Дмитрия Потапенко, вообще не следовало заниматься товарами класса премиум. «Многие ретейлеры по-прежнему считают, что существуют премиальный сегмент и средний класс. Премиального сегмента в России практически нет, а среднего класса не было никогда. Поэтому если вы ориентируетесь на эти сегменты, то можете уходить с рынка», — заявил Д. Потапенко.
На Урале ситуация не отличается от общероссийской. К примеру, с рынка Екатеринбурга вынуждена была уйти федеральная сеть «Рамстор».
Ретейлеры, озадаченные такой ситуацией, 15 октября даже собрались вместе в Екатеринбурге, чтобы посовещаться на Уральском конгрессе розничной торговли. Здесь были обсуждены вопросы сегодняшнего положения ретейлеров и даны некоторые рекомендации по ведению бизнеса в сложных условиях кризиса. Основным советом стала оптимизация расходов и «наведение порядка на рабочих местах».
Сегодня на рынке ретейла активно происходят процессы оптимизации внутренних ресурсов. Компании избавляются от нерентабельных торговых точек. Однако инициативу перехватывают рынки. В умах людей всё еще существует стереотип, что на рынках всё гораздо дешевле. Поэтому они стали так притягательны в период кризиса. Также в некоторых случаях такие методы торговли поддерживают власти. К примеру, в Екатеринбурге нарастает популярность «ярмарок выходного дня», организованных администрацией города.
Как отмечают сами ретейлеры, конкуренция между сетями увеличится. Уже сейчас она вынуждает владельцев снижать цены, искать более дешевую продукцию. Это приведет к тому, что многие компании либо уйдут с рынка, либо будут поглощены. Число сетей и торговых точек уменьшится. И, в очередной раз направившись в магазин, вы можете обнаружить закрытую дверь.