19.10.2009

Собственники 10% розничных сетей в России готовы продать свой бизнес хоть сейчас

Большинство розничных сетевых компаний в настоящее время находятся в сложном финансовом положении. Снижение покупательской активности людей и сложности с кредитованием привели к тому, что некоторым уже пришлось уйти с рынка.

Кризис продолжает негативно влиять на функционирование бизнеса в целом и ретейла в частности. Серьезное падение объемов продаж продуктовые сети заметили в ноябре 2008 года. Снижение остановилось только в июле этого года. Однако роста владельцы розничных магазинов пока не наблюдают. Сегодня люди не готовы тратить деньги и покупать больше товаров. По данным исследования компании «Nielsen Россия», в настоящее время 48% покупателей видят снижение доходов семьи, а 40% граждан пришлось потратить часть или все имеющиеся накопления. Более того, 80% потребителей продолжают экономить.

В результате еще в 2008 году обороты розничной торговли значительно снизились. Розничные сети столкнулись с ужесточением конкуренции, которую многие не выдержали. Так, общероссийские сети магазинов «Алпи» и «Матрица» в настоящее время испытывают тяжелое финансовое состояние. Компании находятся на грани банкротства. В 2008 году произошло закрытие магазинов «В Яблочко», «Смарткауфф» и «Смак». Также обанкротились федеральные сети «Гроссмарт» и «Самохвал».

«В РФ около 1500 розничных сетей, из них 10% готовы продаться хоть сейчас», — заявила генеральный директор Уральского офиса ГК «Инталев» Оксана Ковтун.

Причинами такого поведения стало не только снижение покупательской способности. В 2008 году, на волне успеха, магазины старались открыть как можно больше магазинов. Причем в основном компании не задумывались о том, какую эти точки приносят прибыль. «Необдуманные», нерентабельные магазины с приходом кризиса и стали причиной недостатка ликвидности у большинства сетевых компаний. Кроме того, высокие темпы роста операционных расходов привели к тому, что сегодня многие компании убыточны. Еще одной причиной тяжелого положения сетевиков стала региональная диверсификация.

В самом тяжелом положении оказались продавцы дорогих товаров. Покупателей не нашлось. По мнению генерального директора Management Development Group Дмитрия Потапенко, вообще не следовало заниматься товарами класса премиум. «Многие ретейлеры по-прежнему считают, что существуют премиальный сегмент и средний класс. Премиального сегмента в России практически нет, а среднего класса не было никогда. Поэтому если вы ориентируетесь на эти сегменты, то можете уходить с рынка», — заявил Д. Потапенко.

На Урале ситуация не отличается от общероссийской. К примеру, с рынка Екатеринбурга вынуждена была уйти федеральная сеть «Рамстор».

Ретейлеры, озадаченные такой ситуацией, 15 октября даже собрались вместе в Екатеринбурге, чтобы посовещаться на Уральском конгрессе розничной торговли. Здесь были обсуждены вопросы сегодняшнего положения ретейлеров и даны некоторые рекомендации по ведению бизнеса в сложных условиях кризиса. Основным советом стала оптимизация расходов и «наведение порядка на рабочих местах».

Сегодня на рынке ретейла активно происходят процессы оптимизации внутренних ресурсов. Компании избавляются от нерентабельных торговых точек. Однако инициативу перехватывают рынки. В умах людей всё еще существует стереотип, что на рынках всё гораздо дешевле. Поэтому они стали так притягательны в период кризиса. Также в некоторых случаях такие методы торговли поддерживают власти. К примеру, в Екатеринбурге нарастает популярность «ярмарок выходного дня», организованных администрацией города.

Как отмечают сами ретейлеры, конкуренция между сетями увеличится. Уже сейчас она вынуждает владельцев снижать цены, искать более дешевую продукцию. Это приведет к тому, что многие компании либо уйдут с рынка, либо будут поглощены. Число сетей и торговых точек уменьшится. И, в очередной раз направившись в магазин, вы можете обнаружить закрытую дверь.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
09.02.2010 Число интернет-магазинов в Екатеринбурге увеличилось до 310

УрБК, Екатеринбург, 09.02.2010. Специалисты администрации Екатеринбурга фиксируют развитие онлайн-торговли в ...

15.10.2009 Генеральный директор Уральского офиса ГК «Инталев» Оксана Ковтун: Собственники 10% розничных сетей в России готовы продать свой бизнес хоть сейчас

УрБК, Екатеринбург, 15.10.2009. «На сегодняшний день мы наблюдаем несколько тенденций в ритейле. Во-первых, это ...

15.10.2009 Ernst & Young: Мы констатируем снижение темпов роста «Метро Кэш энд Керри»

УрБК, Екатеринбург, 15.10.2009. «Рост оборота розничной торговли замедлился начиная с октября 2008 г. В настоящее время ...

15.10.2009 Руководитель подразделения по работе с розничными сетями «Nielsen Россия» Денис Шириков: 80% покупателей продолжают экономно относиться к своим приобретениям

УрБК, Екатеринбург, 15.10.2009. «Наша компания провела анализ индекса потребительской уверенности, который состоит из ...

29.04.2009 ЗАО «Астера»: Владельцы магазинов отказываются от расходов на рекламу, требуя при этом от управляющих компаний сохранения высокой посещаемости торгового центра, поэтому арендодателю приходится оплачивать рекламу самому

УрБК, Екатеринбург, 29.04.2009. «В настоящее время, по нашей статистике, уже не существует более 20% розничных торговых ...