Уралфинпромбанк: возвращение в 90-е
ОАО «Уралфинпромбанк», возможно, резко изменило имиджевую политику. Кредитное учреждение, на протяжении последних лет пытавшееся позиционировать себя в качестве рыночного, вновь возвращается к образу «карманного банка» образца 90-х годов. Новую стратегию — возможно, и не намеренно — озвучил лично председатель Совета директоров.
Напомним, Уралфинпромбанк был создан в качестве каптивного банка финансово-промышленной группы уральского предпринимателя Анатолия Павлова. Именно в качестве «внутрикорпоративного бизнеса», обслуживающего финансовые потоки группы, он существовал большую часть своей истории. Существенные изменения были отмечены только в 2005 году. По имеющейся информации, тогда собственники Уралфинпромбанка поставили перед менеджментом задачу превратить банк в рыночный институт, способный самостоятельно зарабатывать деньги на свободном рынке, а не за счет других предприятий группы.
Именно тогда были созданы подразделения для работы с физическими лицами, открыты новые дополнительные офисы, предложены рыночные продукты. Одновременно банк предпринимал попытки по созданию имиджа современного рыночного кредитного учреждения с большим потенциалом развития.
Ряд экспертов даже высказывали предположение, что все эти меры были частью предпродажной подготовки Уралфинпромбанка. Однако если такие планы у собственников кредитной организации и были, кризис заставил от них отказаться.
Сейчас же вся эта работа над имиджем банка была фактически перечеркнута одним интервью председателя Совета директоров Илдара Губаева. В нем владелец контрольного пакета акций кредитной организации нарисовал весьма специфический образ принадлежащего ему банка. При этом получившаяся картина весьма мало напоминает современные финансовые организации. Скорее — первые российские коммерческие банки, какими они были в середине 90-х годов прошлого века. И методы работы, и особенности управления поддерживают впечатление о том, что время в этом банке как будто остановилось 15 лет назад.
О чем же сообщил Илдар Губаев?
Во-первых, по его словам, Уралфинпромбанк практически не занимается рыночным кредитованием. Как отметил предприниматель, он стремится сделать так, чтобы выданные в кредит средства остались в пределах его круга компаний. При этом он буквально руководствуется принципом «чужих в банк не пускать».
«Половина кредитов, которые выдает Уралфинпромбанк, идет на финансирование наших собственных программ. Еще около половины отдаем на проекты моих партнеров и друзей», — сообщает предприниматель.
При этом предпринимателем используются весьма оригинальные схемы кредитования своих предприятий. Так, в УФПБ существует ипотечная программа. Но кредиты выдаются только на квартиры в домах, которые строят компании Илдара Губаева.
«Сейчас я строю жилой комплекс «Адмиральский». Человек хочет купить квартиру в этом комплексе. Но у него есть только 20% от суммы. Оставшуюся часть Уралфинпромбанк даст в кредит. Куда покупатель понесет эти деньги? Застройщику. А застройщик кто? Я. Получается, деньги от меня никуда не ушли. Более того, моя прибыль увеличилась», — объясняет предприниматель. И действительно, получается, что Уралфинпромбанк кредитует строительство «Адмиралтейского», только проценты по кредиту платит не застройщик, а покупатели квартир.
В такой ситуации неизбежно встает вопрос о диверсификации банковских активов. Получается, что половина всех собственных средств банка и денег, привлеченных у вкладчиков, оказываются вложенными в одну группу компаний, которая работает в таких высокорисковых сферах, как жилищное строительство и девелопмент торговых центров. При этом банк вряд ли будет занимать жесткую позицию в вопросах взыскания средств в случае, если «дружественные» компании создадут просрочку по кредитам или окажутся в состоянии дефолта. Вполне вероятно, что финансовые ресурсы банка в этой ситуации могут быть задействованы для спасения строительных бизнесов. Очевидно, что в случае финансовой неустойчивости в группе Илдара Губаева банк испытает серьезнейшие потрясения.
Впрочем, часть кредитов все же попадает на свободный рынок. Только методы их выдачи оказываются далекими от тех, что приняты при цивилизованном ведении дел.
Так, завод «Тизол» смог получить кредит на приобретение новой производственной линии только расставшись с 50% своих акций. Половина предприятия фактически стала комиссией за получение займа.
Стандарты корпоративного управления в Уралфинпромбанке, по всей видимости, тоже организованы на уровне начала 90-х годов. Приведем только один пример. Илдар Губаев в своем интервью заявляет, что является негласным членом кредитного комитета Уралфинпромбанка. Оставим вопрос о том, как должность «негласного члена» соотносится с нормативными документами, определяющими деятельность банка, в том числе — инструкциями Центробанка. Но и с точки зрения элементарных стандартов корпоративного управления это также является нонсенсом. Ведь по закону собственник, пускай и председатель Совета директоров, не является частью исполнительной системы управления банком. Фактически во взаимоотношениях банка и заемщика он выступает третьим лицом. И это третье лицо оказывается не только вовлечено в процесс принятия решений, но и посвящено в банковскую тайну.
В результате попытка получить кредит в Уралфинпромбанке может представлять определенные риски для бизнеса, во всяком случае для его интеллектуальной собственности. Ведь Илдар Губаев не просто является негласным членом кредитного комитета, но и использует полученные там сведения в качестве источника вдохновения для собственных инвестиционных проектов и не скрывает этого.
«За кредитами к нам часто приходят люди с интересными бизнес-идеями. И эти идеи можно развивать», — отмечает Илдар Губаев.
«Есть серьезные инвестпрограммы. В частности, два производственных проекта. Их я, кстати, тоже подчеркнул на встречах кредитного комитета», — добавляет он.
Развивая мысль предпринимателя, можно сделать вывод, что кредитные комитеты он использует для того, чтобы ознакомиться с чужими бизнес-идеями и инвестиционными проектами, а затем реализовать их самостоятельно.
Итак, карты раскрыты, и новое лицо Уралфинпромбанка явлено общественности. Илдар Губаев своим интервью однозначно дает понять, что УФПБ сейчас — его «карманный» проект, имеющий одну-единственную задачу — обслуживать и поддерживать на плаву остальные бизнесы Губаева. При этом в сторонних клиентах, «чужих», банк практически не заинтересован: они либо используются в качестве «поставщиков идей» для новых проектов группы, либо превращаются в «своих» путем передачи акций в обмен на кредиты. И корпоративное управление, и методы работы с деловыми партнерами один в один напоминают принятые на рынке 10—15 лет назад.
Вполне возможно, что именно подобный «возврат к истокам», жесткая и лишенная оглядки на принятые нормы деловой этики позиция на рынке и является наиболее эффективной для малого регионального банка в период кризиса. Однако не ясно, как на подобную откровенность Илдара Губаева и новое лицо банка прореагируют его клиенты — нынешние и потенциальные.