Первый свидетель по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева не смог помочь обвинению
В Хамовническом суде Москвы по делу Ходорковского и Лебедева начали допрашивать свидетелей со стороны обвинения. Первым в этой роли выступает экс-глава АОЗТ «Волна», а ныне гендиректор ЗАО «Электронные системы» Андрей Крайнов. В первом судебном процессе над Ходорковским и Лебедевым Крайнов был третьим подсудимым, но пошел на сотрудничество со следствием и в итоге получил 5 лет лишения свободы условно, передает NEWSru.com.
В понедельник ему задавал вопросы прокурор Валерий Лахтин. Как отмечает Пресс-центр Ходорковского и Лебедева, допрос велся также бестолково и во многом некорректно и даже незаконно, как и зачитывались до этого многочисленные тома обвинения. Напомним, «прокурорские чтения» длились 4,5 месяца и завершились 18 сентября.
Первый же вопрос судьи: «Испытваете ли вы чувство неприязни к подсудимым?» — вызвал смешки в зале №7, где шло заседание. Именно там снималась сцена суда в комедии «Мимино», и, возможно, именно поэтому публика так отреагировала. Крайнов на вопрос судьи ответил отрицательно.
Первый свидетель так ничего и не пояснил по сути обвинений, предъявленных экс-главе ЮКОСа и бывшему руководителю МФО МЕНАТЕП в рамках второго уголовного дела. Им, напомним, вменяется в вину хищение почти 350 млн тонн нефти, а также отмывание 487 млрд рублей и 7,5 млрд долларов. Как передает РИА «Новости», прокурор не задал ни одного вопроса, который бы относился к данному делу. Вместо этого он останавливался на эпизодах, которые уже подробно рассматривались в рамках первого судебного процесса.
По словам Крайнова, с 1990 года он работал в банке МЕНАТЕП, по служебной деятельности с Ходорковским он никогда не сталкивался, а с Лебедевым встречался не более трех раз в конце 1998 — начале 1999 года в связи с реструктуризацией долгов банка. При этом ничего конкретного про эти встречи он сказать не смог.
Описывая ход слушаний понедельника, Пресс-центр отмечает, что Лахтин вновь блуждал и путался в томах, углублялся в изучение документов, смешил зал своими формулировками, пытался «подсказать» свидетелю нужный ответ, иной раз едва ли не превращая допрос в викторину с вариантами ответа. Несколько раз он принимался зачитывать суду ранее не представленные документы, вызывая протесты со стороны защиты.
Судья Виктор Данилкин неоднократно «одергивал» прокурора, но по сути, как заметили в конце заседания Лебедев и Ходорковский, он «полностью встал на позицию обвинения», дав возможность прокурору при своем попустительстве провести крайне непрофессиональный допрос. На многие вопросы свидетель дал расплывчатые ответы вроде «Возможно», «Я думаю», «Скорее всего», и они были зафиксированы в протоколе и оставлены без конкретизации.
Михаил Ходорковский заявил, что заново обсуждать старые вопросы, не относящиеся к новому делу, — «это все равно, что обсуждать, есть ли жизнь на Марсе. Абсолютно бессмысленно». «Хочу твердо понимать: либо вы разрешаете это (выходить за рамки обвинения) прокуратуре сейчас и нам потом, либо вы нам не разрешите это и тогда запретите это прокуратуре сейчас», — цитирует его слова Пресс-центр.
«То, что происходило сегодня, завтра продолжаться не может! Иначе будем ругаться» — подытожил, со своей стороны, Платон Лебедев.
Затем адвокат Вадим Клювгант заявил ходатайство об истребовании недостающих документов из Басманного суда. Этот запрос был удовлетворен. Слушания продолжатся во вторник в 10:30 утра, свои вопросы свидетелю Крайнову смогут задать сами подсудимые, их защита, а также судья.
Напомним, Лебедев и Ходорковский в 2005 году были осуждены на восемь лет тюрьмы за мошенничество и уклонение от уплаты налогов. Новое уголовное дело против них было возбуждено в 2006 году. По совокупности обвинений в рамках второго дела предусматривается наказание до 22 лет лишения свободы. Впрочем, сам Ходорковский не исключает, что его ждет пожизненное заключение.