«АиФ» и Алексей Смирнов: «Первые… по долгам»
Средний Урал стал лидером среди регионов УрФО в плане задолженности по зарплате. Свердловские работодатели должны своим сотрудникам более 200 миллионов рублей.
Грустные цифры
На прошлой неделе представители Росстата озвучили последние данные, касающиеся долгов по зарплате в УрФО. Свердловчан они не слишком-то порадуют: как выяснилось, среди всех регионов Уральского федерального округа мы занимаем «почетное» первое место. Даже челябинцы, пострадавшие от металлургических и машиностроительных коллапсов не меньше нашего, отстают от нас на 70 миллионов. Далее следуют Курганская (30 миллионов) и Тюменская (9 миллионов) области. Интересно, что в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО никаких долгов не зафиксировано вообще. Видимо, там пролетариат последние полгода получал все до копейки.
На недавней пресс-конференции прокурор Свердловской области Юрий ПОНОМАРЕВ через СМИ напомнил власть имущим, чем может закончиться такое положение дел:
- Все, наверное, слышали послание президента, адресованное главам регионов (Дмитрий Медведев заявил о необходимости снятия губернаторов, которые не могут справиться с проблемой растущих долгов по зарплатам. - Авт.). К сожалению, в Свердловской области задолженность есть. На сегодняшний день она составляет около 205 миллионов рублей. Это большая сумма, значительное количество уральцев не может получить то, что заработали. То есть нарушается самое святое - Конституция Российской Федерации...
Правда, надо признать, что у нас долги понемногу, но уменьшаются. Так, с мая по июнь 2009 года на территории области в результате прокурорского «наезда» задолженность по зарплате погасили на 8 предприятиях. Работягам из Екатеринбурга и Нижнего Тагила выдали 25 миллионов честно заработанных рублей, но ситуация в области продолжает оставаться тяжелой.
Кто в лидерах
Что касается городов. Абсолютным лидером на Среднем Урале стал Егоршинский радиозавод, который должен своим сотрудникам 65 миллионов рублей. Более тысячи рабочих отправлены здесь в неоплачиваемые отпуска. Еще тысяча трудится 3 дня в неделю. 60 миллионов должен своим рабочим новоуральский «АМУР». 30 миллионов (и уже не первый год!) не могут получить голодные сотрудники лобвинского биохима. Их земляки - лесорубы, неделю назад объявившие забастовку - недополучили 11 миллионов.
По рассказам самих лобвинцев, ситуация для многих из них действительно превратилась в катастрофическую. Некоторые уже много месяцев питаются исключительно лапшой и картошкой, порою денег не удается наскрести даже на хлеб.
Наталья КАРГОПОЛОВА, мастер транспортного цеха:
- Последние деньги, которые я получала на комбинате, - зарплата за февраль 2008-го. Причем мне еще повезло: муж работает на железной дороге, увольнение ему не грозит. А в Лобве есть много семей, где на гидролизном работали все взрослые члены семьи. Сейчас они сидят на пособии. Но осенью сроки пособия истекают. Что они будут есть?..
Показательно, что большинство заводов-должников являются градообразующими предприятиями. То есть зарплата рабочих - почти единственный вид доступного в населенном пункте дохода. И если ее (неважно по каким причинам) не выдают несколько месяцев, а есть хоть иногда, но все-таки надо - выхода только два: увольняться и вставать на пособие либо обращаться в прокуратуру.
Форс-мажор?
Увы, как показывает практика, даже такие радикальные меры, как забастовка или голодовка, к выплатам зарплаты приводят весьма редко. Вся проблема в том, что значительная часть предприятий-должников - банкроты. Если тот же лобвинский биохим «распилить на куски» и продать - это не оплатит и 1/10 всех долгов, накопленных предприятием (а энергетикам завод должен в разы больше, чем работягам). Покупать такие предприятия, по понятным причинам, никто не торопится, а в бюджетах - местном, областном и федеральном - денег на подобные форс-мажорные обстоятельства, увы, нет.