«Уральский рабочий» и Анна Колесник: «Лес отходов»
Как избавиться от уральских гор мусора?
Выбрасывая в лесу пустые бутылки или упаковки из-под еды, редко кто подозревает, что они становятся минами замедленного действия. Также не многие догадываются: то, с чем мы так легко расстаемся, может приносить впечатляющий доход.
Экологи давно бьют тревогу: область в прямом смысле завалена огромными пакетами с гниющими продуктами, пустыми бутылками и прочим хламом. Проблему признают и в министерстве природных ресурсов, где регулярно составляются доклады, содержащие неутешительные данные о сложившейся обстановке. Из них следует, что за последние годы резко увеличился объем бытовых отходов, вследствие чего возникли серьезные экономические и технические проблемы по утилизации отходов. Во многих населенных пунктах из-за отсутствия схем обращения с отбросами, контейнеров и уборочной техники, мусор гниет где придется. Чаще всего «чистоплотные» свердловчане вывозят его с глаз долой — в леса.
За примером далеко ходить не надо: близ городов и поселков, рядом с садовыми участками, на пляжах, вдоль дорог — повсюду среди деревьев помойки. Над огромными мешками, набитыми мятыми обертками и объедками, роятся мухи. Рядом в поисках пищи бегают голодные бродячие псы. Тут же старая разорванная одежда, клочки обоев и куски штукатурки…
Кристальная чистота
При этом, как ни странно, в области числится более десятка контролирующих организаций по охране природы — от милиции до министерства природных ресурсов — которые обязаны непрестанно следить за появлением новых свалок, искать виновных и по всей строгости закона наказывать их.
Де-юре: из-под пера многочисленных защитников лесов и рек в свет выходит сухая статистика: столько-то захламленных мест обнаружили, человек — привлекли к ответственности, рублей — взыскали. Если опираться на сведения из отчетов, в лесах и городах земля кристально чиста. Де-факто: куда ни взглянешь — увидишь горы мусора.
Отвечая на вопрос, почему складывается такая ситуация, сотрудники проверяющих органов в один голос обвиняют глав муниципальных образований и городских округов, а также других владельцев территорий: тот, кому принадлежит участок земли, и отвечает за уборку.
Впрочем, «на местах» также все чисто: вновь порядок только в документах. И предъявить нечего, ведь всегда можно оправдаться тем, что несанкционированные свалки — явление стихийное. Если вчера огромной горы не было, то сегодня она появилась.
— Органы местного самоуправления обязаны разрабатывать генеральные схемы санитарной очистки своих территорий, — рассказывает Илья Власов, начальник отдела надзора за состоянием среды обитания и условий проживания Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области. — Иными словами, самостоятельно составлять план по борьбе с мусором в соответствии с требованиями санитарных правил. Проблема в том, что такие проекты есть только у 55 процентов муниципальных образований.
Вот и получается, что на половине территорий области сотни тонн отходов сваливаются где попало. Несмотря на штрафные санкции, нерадивые главы населенных пунктов не спешат «брать метлу в руку». При этом, как правило, ссылаются не нехватку бюджетных средств. Кроме того, пеняют на нечистоплотных обывателей. Конечно, не без основания. Ведь свалки не появляются сами по себе. И можно нередко стать свидетелем того, как на молодой зеленой травке опушки, расцвеченной ковром из желтых одуванчиков, подвыпившая компания варварски разбрасывает пивные бутылки, банки. По всей поляне разлетаются обертки из-под сигарет, кожура от фруктов, не оставляя и следа от первозданной природной красоты.
С другой стороны, будь повсюду вместительные урны, которые регулярно очищаются, далеко не у всех хватило бы совести выкинуть отбросы на землю. Зато когда их нет, начинает работать психология: увидев небольшую кучу, человек, не долго думая, кидает в нее свое «добро». Чтобы обертки и пакетики были в одном месте, вроде как для соблюдения порядка. Руководствуется тем, что от одного «окурка» хуже не станет.
Поэтому в ответ на обвинения властей люди также выдвигают претензии. Получается замкнутый круг. А пока «верхи» с «низами» препираются, область становится все грязней.
Хорошо еще, когда находятся виновные, которых заставляют убирать за собой. Когда я анализировала сведения из отчетов областной Природоохранной прокуратуры или Роспотребнадзора, у меня закралась мысль, что рядовых дачников и любителей отдохнуть вдали от пыльных городов вовсе не наказывают. Среди нарушителей фигурируют либо владельцы фирм, либо должностные лица.
Мишенью для контролирующих структур, как правило, становятся компании и предприятия, которые незаконно сваливают в лесах мусор. Именно они наносят значительный вред природе, сбрасывая большое количество отходов, причем нередко весьма опасных. Впрочем, судя по обилию лесных помоек, ответственность настигает далеко не всех. Порой фирмам дешевле откупиться, чем выплачивать внушительный штраф.
При этом некоторые территории вовсе не закреплены за кем-либо. Получается, что за всю грязь, которая на ней находится, вообще никто не отвечает.
Программа на помойку
Казалось бы, совсем недавно в Свердловской области задумались о проведении генеральной уборки лесов. Напомню, в 2008 году Министерство природных ресурсов взялось за разработку программы, направленной на улучшение окружающей среды. Называлась она «За чистый Урал».
Планировалось, что будет, наконец, налажена четкая и эффективная система по сбору, обработке, транспортировке и утилизации мусора, уничтожены все несанкционированные свалки, чуть ли не в каждом городе открыты мусороперерабатывающие предприятия, благоустроены места для отдыха. Кроме того, намечалось повышать экологическую культуру населения. В программе содержалось и предложение о том, чтобы освободить от налогов предприятия, которые работают с отходами.
В общем, перспективы открывались радужные, да и средства поначалу выделялись. Но то ли кризис нарушил все планы, то ли пыл чиновников угас, финансирование проекта в 2009 году прекратилось. Поэтому, как сегодня лаконично сообщают в министерстве природных ресурсов, пока проходит разработка методических указаний.
«Золото» под ногами
Впрочем, проблема не нова, и актуальна она не только для Свердловской области. На то, что в лесу невозможно стало дышать и пройти из-за многочисленных свалок, жалуются жители практически всех российских регионов. Поэтому показательным примером для страны может стать заграничный опыт. К примеру, в европейских странах давно поняли ценность того, что валяется под ногами, и зарабатывают на нем миллионы.
— Переработка, действительно, выгодное занятие, — замечает Нина Грибовская, главный специалист по твердым отходам Центра экологического мониторинга и контроля. — Из некоторых видов мусора можно получать строительные материалы, промышленные товары, бумагу и т.д. Почему-то до сих пор используют дорогостоящие природные материалы вместо тех, которые могли бы производить сами по более низкой цене.
К сожалению, на федеральном уровне до сих пор не утвержден перечень отходов, пригодных для вторичного использования. Если бы он существовал, можно было бы добиться того, чтобы отходы шли не на полигоны, а прямиком на специальные предприятия.
Как замечает Нина Грибовская, в нашей в области производится, к примеру, очень много древесины. Тем количеством, которое в 2008 году ушло на свалку, можно целый год отапливать порядка пяти 30-тысячных городов.
Вот только, по словам профессора, заслуженного эколога РФ Игоря Липунова, проблема заключается еще и в том, что число таких предприятий можно пересчитать по пальцам. Хотя современные технологии, которые успешно используются во всем мире, позволяют не только получать новые продукты из старых упаковок, но и утрамбовывать непригодные для дальнейшего использования отходы. Благодаря этому хлам занимает куда меньше места на полигонах. У нас же он просто валяется, источая зловоние.
Кроме того, как разъясняет Игорь Липунов, чтобы заниматься переработкой мусора, необходимо наладить целую систему. Начинать следует с формирования массового сознания. Важно разъяснять людям необходимость разделять дома мусор по разным пакетам, чтобы затем выбрасывать в специальные контейнеры. Таким образом, на специализированных заводах не возникало бы проблем с сортировкой.
«Мина»
Работая над материалом, я заметила: к тому, что природа загажена и день ото дня в лесу появляются все новые горы отбросов, чиновники относятся если не пренебрежительно, то уж точно равнодушно. Только у редких экологов болит душа. Да и то они, как правило, вздыхают: что изменишь, коль никому ничего не надо?
Между тем мало того, что уральские «горы» и «кучки» смотрятся ужасающе, они еще несут в себе скрытую угрозу.
Как замечает Нина Грибовская, несанкционированные свалки — благодатная среда для распространения грызунов и прочих вредителей, источник инфекций и паразитов. В них непрерывно происходят химические процессы, из-за чего вредные вещества — ртуть, мышьяк, свинец, цинк и др. — уходят в почву. Затем они могут накапливаться в грибах и ягодах, которые растут неподалеку. Нередко попадают в грунтовые воды. Так что колодезная водица, которая кажется на первый взгляд кристально чистой, может содержать в себе частицы тяжелых металлов.
Возобновится ли экологическая программа, будут ли приниматься эффективные меры, в том числе открываться новые мусороперерабатывающие заводы — вопрос открытый. А пока ясно лишь одно: остается наслаждаться теми немногими уголками природы, которых пока не коснулась рука человека, и отворачиваться, закрывая нос, при виде очередной воняющей груды хлама.