Директор по инвестициям ЗАО «Управляющая компания» Александр Мецгер: В сфере реального кредитования со стороны крупных банков по-прежнему присутствует значительная доля внеэкономических мотивов
УрБК, Екатеринбург, 19.03.2009. «Экономические события последних месяцев действительно привели к увеличению доли кредитования со стороны крупных федеральных банков. Причем эта тенденция становится еще более очевидной, если рассматривать не просто объем существующих кредитов в целом, а лишь ту его часть, которая является действительно выданной, а не пролонгированной. Причина вполне понятна и заключается в том, что основным источником реальных ресурсов банковской системы являлось централизованное федеральное финансирование со стороны ЦБ. Другие источники (зарубежные кредитные рынки и депозитная база населения) находятся или в стагнации, или в состоянии неустойчивого равновесия, и сейчас затруднительно рассматривать их как крепкую основу для активных в смысле кредитования операций», — заявил УрБК директор по инвестициям ЗАО «Управляющая компания» Александр Мецгер.
«В свою очередь, централизованное финансирование неизбежно сформировано в пользу федеральных системообразующих банков, которые и понесли реальные деньги в экономику. Маневр региональных банков в данной ситуации достаточно узок и сводится по большей мере к попыткам оптимизации кредитного портфеля — пролонгации кредитов наиболее здоровой части заемщиков и попыткам выхода с наименьшими потерями из кредитования проблемных заемщиков. Вторая часть схемы оптимизации пока не носит радикального характера, поскольку ее реализация сопряжена со значительными издержками (сложность процедур взыскания, неликвидность залогов и пр.)», — продолжил эксперт.
«Что касается реального кредитования со стороны крупных банков, то следует констатировать, что в нем по-прежнему присутствует значительная доля внеэкономических мотивов. Иными словами, кредитование осуществляется в рамках приоритетных с вышестоящей точки зрения отраслей и конкретных предприятий, которые с этой же точки зрения выглядят как наименее рискованные или как социально и государственно важные. В большинстве случаев гарантиями возвратности кредитов становятся не классические формы обеспечения, а гарантии подрядов, заказов и т. д. со стороны наименее секвестируемых ресурсодержателей, таких, например, как Министерство обороны, и ряда других федеральных и региональных ведомств. Не отрицая необходимости или вынужденности подобного подхода к кредитованию, надо понимать, что в нем заложен риск роста невозвратов. Решать эту проблему со временем придется или дальнейшим смягчением позиции Центробанка, или, во что не хочется верить, прощением всем, всего и вся», — добавил А.Мецгер.
«Кроме вынужденного перекредитования или кредитования по названным выше мотивам, банки, разумеется, заинтересованы в реальном рыночном размещении своих ресурсов. У региональных банков этих ресурсов, конечно, меньше, чем у федералов, но они все же есть. Тема эксплуатации эффекта девальвации рубля на время потеряла свою актуальность, но, к сожалению, общая рыночная неопределенность, потеря ориентиров в оценке рисков и стоимостей приводит к тому, что для банков крайне сужен диапазон допустимых рыночных сегментов. К числу последних относятся предприятия розничного продуктового ритейла, отчасти пищевая промышленность, в общем, те предприятия, которые ориентированы на удовлетворение базовых конечных потребностей, сокращение которых если и ожидается, то в последнюю очередь. Сюда же, например, можно отнести и финансирование строительства, но только жилищного и на самых конечных стадиях завершенности», — сообщил эксперт.
«Логичным следствием является ужесточение требований к залогам и упрощение самих банковских продуктов. По доброй воле банки вряд ли будут реализовывать в ближайшее время более сложные продукты, такие как проектное финансирование и схожие с ним», — заключил А. Мецгер.