«МК-Урал» и Наталия Лукиных: «Почем продукты для народа?»
Кризис внес свои коррективы в наполняемость полок продовольственных магазинов. И покупатели, и власти отмечают: импортные продукты из магазинов исчезают, а местные — дорожают. Как это отразится на потребителе, выяснял корреспондент «МК-Урал».
В министерстве торговли, питания и услуг Свердловской области констатируют: ассортимент продуктов питания в последнее время активно сокращается. В особенности эта тенденция касается импортной продукции. Ее на прилавках становится все меньше и меньше. Цены на иностранные товары не заставили долго ждать и поползли вверх.
— Начался рост цен и на импортные продукты, — отмечает областной министр продовольствия Вера Соловьева. — Видимо, все это время мы жили на старых запасах, закупленных впрок по старым расценкам. Теперь же закупочные цены на кофе, чай, сахар выросли на 20-30 %.
Повышение цен коснулось не только импорта. Цены на отечественные товары тоже подскочили. Обусловлено это тем, что многие производители используют импортное сырье. Больше всего подорожание ощутят потребители рыбы, чая, кофе и яиц. Стоимость других продуктов тоже увеличилась. Так, в феврале по сравнению с октябрем прошлого года рост цен на мясо птицы составил 10 %, колбасу— 11 %, яйца— 13,4 %. Овощи стали доступней— цены снизились на 2,2 %.
Между тем, происхождение продукции для потребителей значения не имеет.
— Никакого патриотизма сегодня у покупателя нет— роль играет только цена, — отмечает областной министр сельского хозяйства Сергей Чемезов.— Некоторые теперь даже не обращают внимания, молоко они берут или молочный напиток— настолько важна стоимость продукта.
— Когда смотришь на ценник, изменений вроде не видишь, — рассказывает покупательница Мария Семонова. — Разницу обнаруживаешь на кассе. Сумму вроде платишь ту же. А продуктов в корзинке становится меньше. В следующий раз уже задумываешься, начинаешь экономить, берешь то, что подешевле.
В комитете по товарному рынку администрации Екатеринбурга отмечают, что раньше в корзинах покупателей более половины покупок составляли непродовольственные товары. Сейчас тенденции сменились. Люди больше тратят на продукты. И дальше процент продовольственных товаров в потребительской корзине будет только увеличиваться.
Отмечают на потребительском рынке и другую тенденцию. Между супермаркетом, гипермаркетом и магазином у дома люди все чаще выбирают последний. Специалисты комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга утверждают, что в условиях экономического кризиса горожане перестали закупаться в торговых центрах и переориентировались на магазины шаговой доступности, поскольку у таких магазинов ассортимент меняется быстро— в соответствии потребностями покупателя. Владельцы магазинов «у дома» отмечают, что сейчас покупатель ориентируется на ассортимент экономкласса.
Специалисты по товарному рынку едины во мнении— до окончания кризиса покупатель будет «голосовать рублем», отдавая предпочтение более дешевым товарам, хотя бы и в ущерб качеству. Не исключено, что это во многом изменит картину рынка продуктового ритейла.