На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил президент Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.— Михаил Анатольевич, как вы можете охарактеризовать текущий туристический сезон? — Сезон в таких условиях вызывал крайне большие опасения. И первый вывод, который можно сделать — большая часть опасений себя не оправдала. Безусловно очень тяжелый сезон, масса ограничений, фактически отсутствует европейское и североамериканское направление, как массовое, целый ряд других ограничений. Но все-таки уже сейчас можно констатировать, что он состоялся. Есть и массовый туризм по ряду направлений, плюс в каком-то виде остался и средиземноморский.
Однако мы можем прийти к выводу, что из-за незначительного количества авиационной перевозки ее стоимость очень высока и, соответственно, стоимость всего туристического пакета. Это касается всех зарубежных направлений.
Из-за незначительного количества зарубежных пакетов с вылетами из Екатеринбурга и Москвы, высокие цены. Фактически нет спецпредложений, как это было в прошлые годы.
При этом такие сложные и спорные для июля в силу жары направления, как Египет, Объединенные Арабские Эмираты, пользуются спросом и обеспечивают там загрузку, близкую к 100%.
— Вырос ли интерес к странам бывшего СССР после закрытия европейских направлений?— Безусловно мы видим рост интереса к республикам бывшего СССР. Более того — подобную тенденцию мы наблюдали и в последние 10-15 лет. Рост по ряду направлений составлял от 5 до 12% в год. Потом, конечно, коронавирус привел к катастрофическому спаду.
Сейчас мы видим интерес в первую очередь к следующим направлениям: это восстановление прямого авиасообщения в Беларусь, Узбекистан (туда летает до десяти рейсов в неделю), Киргизия, причем не только в Бишкек, но и северный Иссык-Куль, есть интерес к Таджикистану, причем, в том числе индивидуальные дорогостоящие направления, а также в меньшей степени Казахстан.
Помимо этого, наблюдается интерес к Закавказью. Правда там Грузия закрыта, а в Азербайджан нет прямого авиасообщения — мы лишь работаем над возобновлением рейсов в Баку. Но, естественно, есть большой интерес к Еревану — фактически удвоение количества рейсов в сравнении с прошлым годом. Это также объясняется интересом не только к Армении, как направлению, но и к возможности транзита через Ереван.
— Появились ли проблемы с тем, чтобы добраться до тех стран, которые не вводили санкции в отношении России?— Конечно, проблема не только в том, как добраться до какой-либо конкретной страны. Даже в открытых для нас государствах ограничен объем перевозки. Это в первую очередь Сербия: из Москвы можно прилететь в Белград, но примерное количество перелетов по нашим расчетам в пять-семь раз меньше, чем есть реальный спрос и интерес к этому направлению. Объясняется это конечно санкционным давлением на партнеров, поэтому и стоимость высокая, и глубина продаж там огромная.
В той или иной степени, это относится и к другим направлениям. В частности — Турции и Стамбулу, через который нам можно было бы путешествовать по всему миру, а также Азии, Африке, Южной Америке.
Вдобавок, отменены рейсы «Турецких авиалиний» из Екатеринбурга. А там, где они возможны — количество этих рейсов незначительное и не позволяющее развивать направление. Поэтому да, в этом году основной проблемой является даже не то, что для нас закрыт ряд стран и не выдаются визы, а именно нехватка авиационного перелета, в том числе с теми странами, с которыми у нас нет проблем, и с транзитными направлениями.
— Какова ситуация на юге России и как на ней сказалось закрытие аэропортов? — Закрытие южных аэропортов повлияло в целом на ситуацию. Абсолютно перегружен Сочи, с которым сохраняется авиационное направление, что приводит в том числе и к негативным последствиям, таким как переполненные пляжи и вся туристическая инфраструктура, рост цен на услуги общепита и транспорта и так далее. При этом не ощущается нехватка туристов в Крыму и Краснодарском крае. Попросту идет перераспределение туристского потока. В частности, Крым наиболее интересен жителям южных регионов или субъектов, находящихся относительно недалеко от полуострова — Волгоградская, Ростовская, другие области. То есть те, где не утомительно поехать на автомобиле или железнодорожном транспорте.
Интерес уральцев значительно меньше, потому что традиционно жители Урала и Сибири путешествуют в Крым самолетом. Это привычка и поэтому там идет определенное перераспределение.
Также мы ощущаем, что из-за того, что перегружен Сочи, от этого в определенной степени выигрывают и соседние направления. Скажем Абхазия полностью заполнена туристами, которые по тем или иным обстоятельствам не смогли выстроить свой отдых на территории Сочи. Это как однодневные туристы, так и целиком проводящие свой отпуск в Абхазии. Адыгея — совсем не пляжный отдых, но тоже выигрывает за счет нагруженности Сочи.
А что касается регионов Северного Кавказа, то мы видим, что там шла борьба и за сервис, и за продвижение. Эти регионы достигли действительно огромных результатов. В качестве эталонного примера можно привести Кабардино-Балкарию. Именно там качество сервиса и средств размещения, а также интерес со стороны уральцев растут в разы. Это объясняется и эффективной работой органов власти вместе с туристской общественностью и непосредственно инвесторами.
Также серьезный рост интереса к республике Северная Осетия. В этом году у нас прямой авиационный перелет с Владикавказом. Также у нас наблюдается интерес к Ставрополю и регионам Кавказских Минеральных вод — традиционно любимое уральцами направление. В этом году мы видим и фиксируем особый интерес к нему.
Следует отметить, что впервые поставлены рейсы в Махачкалу и Грозный. Но лидирующим направлением Северного Кавказа для нас остается Кабардино-Балкария.
— Интересна ли туристам Свердловская область?— Свердловская область представляет интерес для туристов. Она богата историческими, археологическими и природными памятниками. Но мы не единожды говорили, что за последние 10 лет у нас не было никаких прорывных проектов в части строительства средств размещения, поэтому результаты в развитии туристической сферы Свердловской области крайне скромные. Мы существенно отстаем по темпам развития и целому ряду других показателей от наших ближайших соседей — Челябинской и Тюменской областей.
Наша ключевая задача с точки зрения развития туризма — не столько привлечение туристов из других регионов и стран, что, конечно, хорошо и важно. Первичная задача — обеспечить жителей нашей области отдыхом и оздоровлением на территории Среднего Урала. Сейчас они не могут этого позволить из-за недостаточной развитости инфраструктуры и, может быть, не слишком грамотного продвижения каких-либо направлений. Преимущественно граждане предпочитают проводить выходные дни и отпуска в соседних областях, например, на озерах Челябинской области и термальных источниках Тюменской. Там действительно за счет большого количества средств размещения и эффективного взаимодействия государственных органов власти с инвесторами и представителями туротрасли существует определенная качественная и ценовая конкуренция, что отражается на выборе наших туристов.
Конечно, основная задача — это развитие средств размещения на территории области, развитие туристской инфраструктуры, ликвидация существенного отставания от наших ближайших соседей. В качестве предпосылок мы видим, что у нас реформированы органы областной власти, создан профильный департамент, что мы приветствуем. Есть курирующий заместитель губернатора Дмитрий Александрович Ионин, и мы всецело оказываем ему поддержку. Есть интересные проекты, которые позволят нам вполне вероятно при активном, эффективном и тесном взаимодействии ликвидировать существующее болезненное отставание в сфере туризма Свердловской области.