Количество туристов в основе своей определяет не количество желающих и даже не существующие ограничения, хотя они, конечно, могут значительно урезать ассортимент и привлекательность совершения тура. В первую очередь влияние оказывают общая экономическая ситуация и финансовые возможности туристов. Поэтому если экономическая ситуация будет ухудшаться, то это негативно скажется на количестве туристов.
С уверенностью можно сказать, что еще до начала пандемии количество путешествующих внутри России туристов было менее 50%. Это значит, что половина россиян просто никуда не ездила дальше огорода или дачи. Количество путешествующих за рубеж было порядка 8%. Некоторые оптимисты называют цифру 12%, но она вызывает определенные сомнения, если брать в целом по стране. Сейчас ситуация при существующих ограничениях усугубилась.
Тем не менее мы смотрим на нее с оптимизмом, потому что есть и положительные моменты. К ним мы можем отнести программу развития внутреннего туризма и туристического кешбэка.
Я считаю, что это заслуга Российского союза туриндустрии. Потому что именно президент РСТ Андрей Игнатьев был инициатором и обосновывал необходимость следующего этапа развития кешбэка. Это удалось доказать на цифрах, и Ростуризм полностью поддержал эту инициативу. В итоге правительство приняло решение о том, чтобы двигаться дальше в этом направлении. Это действительно удобно — до 20% экономии нашим туристам. И, конечно, возможность для развития регионов, дополнительные финансовые потоки и оборотные средства для турагентств. Это всем выгодно и хорошо.
На 2022 год прогноз следующий: если будут открываться страны ЕС, по ним будет резкий рост спроса. Мы видим, как востребовано венгерское направление — пока единственная страна, объявившая о круглогодичной полетной программе, в том числе из Екатеринбурга, и дающая визы круглогодично.
В случае открытия хорошие перспективы у таких стран, как Чехия, Италия, Болгария. Если это произойдет, то сработает эффект отложенного спроса. Думаю, что они смогут отработать полноценный сезон с минимум двумя вылетами в неделю в течение летнего периода.
Если говорить о Юго-Восточной Азии, то делать прогноз довольно-таки трудно. Думаю, что на этот зимний сезон она фактически для нас отсутствует. Но наиболее перспективным направлением является Малайзия. Вполне вероятно, что в ближайшее время будет анонсирована возможность поездок в Лангкави для наших туристов.
Египет не оправдал надеж ни с точки зрения качества отдыха и сервиса, ни с точки зрения цены. Все-таки от него ожидалось, что за годы, пока у нас не было авиасообщения, отели будут приведены в порядок, а сервис улучшится. Отзывы туристов не позволяют сказать, что это произошло. Но тем не менее это массовое направление. Я думаю, что оно будет иметь развитие, в том числе не в сезон — в летние месяцы.
Ключевым направлением останется Турция. Уже анонсированы программы операторов, в том числе с вылетами из Екатеринбурга. И не только в Анталью, но еще Бодрум и Даламан. Сейчас идет раннее бронирование, причем оно проходит довольно активно.
К активно развивающимся направлениям можно отнести Объединенные Арабские Эмираты. Мы надеемся, что в 2022 году авиасообщение с ними откроют больше авиакомпаний. А значит, будут осуществляться дополнительные полеты.
Если говорить об отдыхе в России, то мы рады, что у нас увеличилась полетная программа. В том числе за счет дотационных вылетов, которые делает у нас ряд авиакомпаний. Совершенно очевидно, что прямое дотационное авиасообщение приведет к спросу. Хорошо, что есть прямые вылеты в Казань — это действительно интересное направление. Но не хватает дополнительной полетной программы в Калининград — там большой спрос. Не хватает полетов в Нальчик — с Кабардино-Балкарией у нас выстроены тесные отношения: за год количество туристов из нашего региона по данному направлению удвоилось. Хотя добраться туда сейчас нет большой проблемы, на мой взгляд, есть потребность в прямом перелете. Она уже назрела.
Конечно, традиционно останутся востребованными Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Крым. Эти направления будут развиваться.
Возможно, что самыми массовыми будут не они, а наши ближайшие соседи — Челябинская и Тюменская области. Там развита инфраструктура, и они могут массово принимать туристов на конвейерно-поточном уровне. Вдобавок у них есть возможность посещения не только столиц региона. Я имею в виду природные ресурсы: озера в Челябинской области и термальные источники — в Тюменской.
Что касается соотношений, цифр, то все будет развиваться вокруг ситуации с пандемией. Совершенно ясно, что есть беспроигрышные темы. Как только будут отменены существующие ограничения, появятся прямые вылеты по зарубежным и российским направлениям, фактически любые емкости будут заполнены — будет настолько высокий спрос. Например, если по Чехии будет принято решение о выдаче туристических виз нашим гражданам, откроется возможность прямого авиасообщения, то экономически это себя оправдает. Это будет одно из топовых направлений. Так можно сказать и про ряд других недоступных сейчас стран, например, Италию.
С точки зрения экономики, мы не ждем роста цен ни на авиатопливо, ни на перелеты. Нет оснований считать, что какие-то туристические зарубежные регионы поднимут цены. Но может произойти ситуация, которую мы видели на примере Турции, когда возник высокий спрос, причем не только за счет российских туристов. Может существенно возрасти стоимость отдыха.
Фактически везде динамичное ценообразование. И на данный момент оснований считать, что резко будет рост стоимости по какому-либо из направлений, нет. Мы видели, что и так летом стоимость на российские южные направления была исключительно высокой. И неоправданно высокой — и экономически, и уровнем сервиса. Такие перекосы вполне возможны, если будут то закрываться, то открываться массовые направления. Соответственно, это будет искусственно создавать резкий спрос, потом — резкое падение. Но каких-то общих предпосылок не видится.
Михаил Мальцев, президент Уральской ассоциации туризма (УАТ)