VIP-Интервью
11.04.2022

Алексей Прядеин: Экономика Екатеринбурга демонстрирует устойчивость

Алексей Прядеин: Экономика Екатеринбурга демонстрирует устойчивостьНа вопросы журналистов ответил начальник департамента экономики администрации Екатеринбурга Алексей Прядеин.

— Алексей Анатольевич, как вы оцениваете готовность Екатеринбурга к той экономической ситуации, в которой оказалась наша страна сегодня? Отличается ли она от локдауна, который мы проходили два года назад?

— В целом ситуация в экономике Екатеринбурга спокойная. Никаких резких кризисных явлений мы не наблюдаем. В начале года, равно как и в начале 2020-го года, мы отмечали значительный экономический рост, увеличение объемов отгрузки нашими предприятиями, рост товарного рынка и доходов населения, который был заметен даже на фоне достаточно высокой инфляции.

С введения санкций прошло не так много времени, и наша экономика еще не успела по-настоящему на них отреагировать. Запаздывание в этой реакции, как мы видели по опыту предыдущих кризисов, может достигать года. Пока же ситуацию можно оценить как стабильную. Продукты, которые временно пропадали с полок, уже вернулись в магазины. Цены после резкого скачка в начале марта начинают возвращаться к привычным уровням.

Поступления в городской бюджет от основных источников доходов идут в соответствии с запланированными параметрами. Просадок по налогам и арендным платежам нет. Корректировок бюджета до июня мы не предполагаем.

При этом ситуация в экономике сегодня отличается от 2020 года, и очень серьезно. Тогда мы сами закрывали экономику и определяли те сферы, которые будут искусственно ограничены. Сейчас никаких внутренних ограничений у нас нет, все сферы функционируют в штатном режиме. Единственным источником трудностей теперь является внешнее давление.

— Готовится ли администрация Екатеринбурга к преодолению возможных последствий экономических санкций?

— Мы должны обеспечить бесперебойную жизнедеятельность города и потому в первую очередь обращаем внимание на такие сферы, как продовольственный и товарный рынок, поддержание транспортной и коммунальной инфраструктуры, благоустройство города. Все это мониторится в ежедневном и еженедельном режиме, мы стараемся оперативно оценивать возникающие риски.

Первоочередными задачами нашего антикризисного штаба стало изучение перспектив нормальной работы коммунальной техники — как городского транспорта, так и уборочных машин и мусоровозов. В этой сфере были выявлены определенные проблемы. Если сам коммунальный автопарк у нас сформирован на базе «КамАЗов» и в целом вполне ремонтопригоден, то, например, вакуумное оборудование и щетки городских пылесосов импортные, причем британского производства. Все эти детали при интенсивной эксплуатации достаточно быстро изнашиваются, и мы сейчас ищем пути для их замены и ремонта в нынешних санкционных условиях. Другая проблема — это рост цен на моторные масла, без которых вся наша техника работать не может. Как выяснилось, все используемые масла отечественного производства, но присадки в них импортные. Сейчас придется решать эти проблемы, заниматься импортозамещением.

В некоторых сферах мы уже видим определенные успехи. Так, наш Гортранс сам на собственных площадках уже наладил выпуск некоторых наиболее изнашивающихся деталей. Что-то они вытачивают на станках, что-то штампуют, что-то восстанавливают. Что касается трамваев, то многие машины у нас эксплуатируются с 70-х годов. И их ремонтировать мы тоже научились. Многие чешские трамваи сегодня на 75% уже состоят из отечественных деталей.

— Мониторите ли вы ситуацию с ценами на потребительские, в том числе продовольственные, товары? Есть ли у вас методы влияния на них?

— Да, такая работа идет постоянно. Мы оперативно, раз в три дня, отслеживаем ситуацию с ценами на определенную корзину товаров в основных торговых сетях Екатеринбурга. Параллельно этим же занимается Росстат. У него шире выборка, но существенно меньше скорость обработки информации. Но на их данные мы тоже ориентируемся.

В целом с 1 марта рост цен на сахар составил порядка 150%, на ряд другой востребованной продукции — 110% и 120%. Но за последнюю неделю цены заметно пошли вниз. Отслеживаемая нами корзина подешевела на 4,17%. Снизились цены на сахар, макаронные изделия, чай. Причины этого — завершение ажиотажного спроса и решение проблем в логистике товаров.

Что касается рычагов влияния, то главный из них — переговоры с собственниками торговых сетей и поставщиков продуктов питания. Мы участвуем в них совместно с представителями Федеральной антимонопольной службы, министерством агропромышленности Свердловской области.

— Рассматривается ли возможность экономии на реализации городских проектов, запланированных на этот год?

— Глава Екатеринбурга Алексей Орлов сказал, что в этом году мы работаем по всем запланированным проектам без остановок. Как отметил президент, все национальные проекты до 2030 года должны быть реализованы в полном объеме, поэтому работу по садикам, школам, дорогам и другим значимым объектам мы не останавливаем. Сегодня у нас в работе порядка 28 объектов социальной сферы. Федеральное финансирование по социальным программам полностью подтверждено. Все, что у нас находится в стройке, мы будем достраивать, все, что в планах, — начинать точно в срок. Будет продолжено дорожное строительство. В этом году мы проведем конкурс на достаточно капиталоемкое возведение нового канализационного коллектора.

Более того, мы приняли решение сокращать сроки строительства, чтобы как можно быстрее расплатиться за работы и строительные материалы. На рынке есть определенная волатильность и неопределенность, поэтому мы стараемся провести все эти работы и платежи как можно быстрее.

На прошлой неделе было подписано постановление главы города, которое вносит существенные изменения в условия уже заключенных контрактов. Раньше это было абсолютное «табу», но теперь законодатель дал нам такую возможность, и мы ей воспользовались. Главная наша цель при работе с этими контрактами — раздробить работы на небольшие этапы, чтобы по завершении каждого иметь возможность быстро расплатиться с заказчиком, чтобы он успел получить деньги до того, как они обесценятся, а стоимость стройматериалов вырастет. Там, где это возможно, стараемся авансировать наших подрядчиков в соответствии с изменениями в законодательстве, которые теперь позволяют давать аванс в размере от 50% до 90% от стоимости контракта.

Есть проблемы с санкционным оборудованием, в первую очередь для наших школ и освещения улично-дорожной сети. Большую его часть мы успели купить до начала марта. То, что не успели, сейчас меняем на отечественные или китайские аналоги.

— Есть ли возможности для экономии бюджета в этой ситуации?

— Мы их постоянно изыскиваем. Так, значительную часть стоимости контрактов мы экономим за счет проведения торгов. Раньше мы могли передать их на проведение дополнительных работ, сейчас же мы аккумулируем их для решения непредвиденных задач.

Другая статья экономии — проведение разного рода мероприятий: выставок, приемов и отправлений иностранных делегаций. Есть подозрение, что в этом году крупные международные мероприятия нам не грозят, здесь можно будет хорошо сэкономить.

Плюс есть такое понятие, как «малые закупки», которые проводятся не через конкурсы. Для них мы ввели так называемый электронный магазин и обязали наших муниципальных заказчиков проводить закупки через него. В результате из 100 млн контрактов, проведенных таким образом, у нас получилось 24 млн экономии. Эти деньги также уйдут на формирование резерва.

Возможно, в этом году мы можем не проводить закупку нового муниципального транспорта и коммунальной техники, если федеральный центр не предложит нам хорошие условия для приобретения. Сегодня мы пока расплачиваемся по прошлым лизинговым контрактам. Серьезные средства могут понадобиться и на покупку запчастей для поддержания существующего парка.

— Будет ли продолжена работа по концессионным соглашениям?

— В структуре администрации города создано специальное управление реализации программ частно-государственного партнерства. Работа эта, несомненно, будет продолжена, несмотря на все возникшие сложности, главной из которых является рост ключевой процентной ставки. Так, наш флагманский проект — строительство школы № 41 — должен стартовать уже в ближайшее время. С инвестором, которым выступил Сбербанк, удалось согласовать ставку кредита в 12% годовых. Уверен, что застройщик «Атомстройкомплекс» возведет школу в срок. По другим проектам обсуждение пока поставлено на паузу. Уверен, что она прекратится, как только ключевая ставка будет снижена. Пока же мы с потенциальными концессионерами занимаемся проработкой проектов и документов, обсуждаем сложившуюся финансовую модель.

Рассматриваем вопросы строительства в концессию детских оздоровительных лагерей. Пока обсуждаем даже не экономику, а саму схему реализации проектов по их созданию. Ведем разговоры о строительстве физкультурно-оздоровительных комплексов на Тенистой, в Солнечном микрорайоне.

Продолжается рассмотрение концессии Гортранса. Говорить о финансировании в сложившейся ситуации сложно, но мы уточняем перечень объектов, которые готовы передать в концессию. В первую очередь речь идет о строительстве трамвайной ветки в Академический район. Концессионер предлагал вместе с веткой построить еще и депо. Проект получается очень капиталоемкий, сейчас рассматриваем, можно ли сделать его более экономичным.

— Существуют ли меры поддержки бизнеса со стороны муниципалитета?

— Федеральный план поддержки экономики был принят в марте. Это достаточно лаконичный, но очень конкретный документ, и первыми его плодами мы уже пользуемся, например, в области изменения существенных условий госконтрактов. Областной план поддержки бизнеса находится в разработке. Думаю, что он будет утвержден и пойдет в работу уже в ближайшее время. Городской план уже фактически сверстан. Сегодня мы разослали его коллегам из структурных подразделений для подготовки предложений и корректировки.

При этом мы внимательно следим за ситуацией в городской экономике, отслеживаем идущие в ней процессы. Например, мы оцениваем, насколько целесообразно прямо сейчас вводить меры налоговый или финансовой поддержки. Экономическая ситуация пока достаточно благоприятная, говорить о снижении арендных ставок на пользование муниципальным имуществом пока рано. У нас есть опыт применения этих мер поддержки, выработанный в пандемию, но пока они кажутся нам преждевременными.

Что мы сделаем в первую очередь — это снизим сроки прохождения всех административных процедур, прежде всего в стройке. Это касается выдачи разрешительной документации на строительство, ввод в эксплуатацию, других документов. Ускорим процедуры подключения объектов к коммунальным сетям. Все эти процедуры мы переведем в электронный вид, тем самым обеспечив их прозрачность и скорость. Я думаю, что это будет более действенная мера, чем налоговые льготы.

— Какие еще меры поддержки вы предлагаете?

— Мы в еженедельном режиме собираемся с предпринимателями, выслушиваем их мнения и предложения, стараемся в оперативном порядке решать возникающие проблемы. Часто главным оказывается просто свести друг с другом нужных людей. Приведу простой пример. На «ВИЗ-Стали» использовались импортные прокатные валки. Сейчас возникли сложности с их поставкой, но у нас в городе есть центр лазерных технологий, который может восстанавливать валки и продлевать срок их службы. Мы помогли этим людям найти друг друга и наладить настоящее импортозамещение.

Сегодня мы собрали порядка 90 позиций по комплектующим и расходным материалам, которые нам необходимо заместить, чтобы наша городская промышленность не встала. Сейчас ищем, где и как их можно найти. Прорабатываем логистические схемы в том числе с нашими партнерами из Армении и Казахстана. На железной дороге идет активная работа по перестройке логистических маршрутов для замещения контейнерных перевозок.

Поддерживаем предприятия пищевой промышленности. Например, выяснилось, что в Екатеринбурге расположен крупный производитель маршмэллоу, который сейчас нуждается в желатине, который не производят в России. Ищем, как помочь предприятию. У нашего крупнейшего производителя хлебобулочных изделий — предприятия «СМАК» — возникли проблемы с маргарином, который производится на нашем же «ЕЖК», но с импортными компонентами. Смогли решить эту проблему. Тут нам еще помогла и Федерация, которая субсидирует производителей хлеба, чтобы не допустить роста цен как минимум до конца года. Поэтому производство хлеба будет сохранено, и цена на него будет стабильной.

Будем поддерживать и нашу легкую промышленность. Для нее уход иностранных брендов открывает большое поле для возможностей. Стопором может стать импортное оборудование, которое сейчас не ввести, и конкуренция со стороны китайских и турецких производителей. Но мы верим, что нашим производителям одежды удастся использовать эту ситуацию с пользой для себя.

— Как себя чувствуют торговые центры? Нуждаются ли они в помощи в ситуации, когда уходят иностранные сети, арендовавшие у них площади?

— Насколько я знаю, все компании, приостановившие работу в России, продолжают платить аренду за закрытые магазины, поэтому значительного снижения выручки у торговых центров мы не наблюдаем. Не исключаю, что в течение нескольких месяцев они откроются. Но даже если западные компании выйдут из торговых центров, их достаточно быстро заменят конкуренты.

Кроме того, наши ТЦ могут замещать ушедшие бренды не только торговыми точками. На их место могут прийти услуги, общественные пространства, общепит. Позитивные примеры подобного рода в Екатеринбурге есть.

— Как складывается ситуация на рынке труда?

— Мы отслеживаем высвобождение трудовых ресурсов и их постановку на учет в центре занятости. Сегодня небольшой рост официальной безработицы есть, но назвать его существенным нельзя. Уровень занятости находится на отметке благополучных 2018-2019 годов. При этом в некоторых секторах наблюдается недостаток трудовых ресурсов. Так, в общепите сотрудников централизованно завозят из других регионов.

Одновременно мы видим, что некоторые иностранные компании, в силу ряда причин приостановившие сегодня свою деятельность, отправляют своих сотрудников в оплачиваемые отпуска или простой. Мы мониторим 80 таких иностранных компаний, из них в простой ушли 37. Пока ситуация контролируемая.

— Продолжается ли финансирование строительства объектов Универсиады?

— Да, и в полном объеме. Все, что было запланировано в бюджетах Екатеринбурга и Свердловской области, будет исполнено. Большую часть спортивного оборудования иностранного производства мы успели купить. Замен на отечественные аналоги будет относительно немного.

Фото с официального портала Екатеринбурга

Вернуться в раздел » VIP-интервью
Материалы по теме
07.04.2022 Екатеринбургские власти не планируют отказываться от строительства социальных объектов из-за санкций

УрБК, Екатеринбург, 07.04.2022. Екатеринбургские власти не намерены отказываться от строительства социальных объектов ...

07.04.2022 Алексей Прядеин: Экономика Екатеринбурга демонстрирует устойчивость

На вопросы журналистов ответил начальник департамента экономики администрации Екатеринбурга Алексей Прядеин ...

07.04.2022 Алексей Прядеин: Экономическая ситуация в Екатеринбурге остается стабильной

УрБК, Екатеринбург, 07.04.2022. Экономическая ситуация в Екатеринбурге пока остается стабильной. Об этом рассказал на ...

09.02.2022 Власти Екатеринбурга не планируют отдавать в концессию объекты МУП «Водоканал»

УрБК, Екатеринбург, 09.02.2022. Администрация Екатеринбурга не планирует отдавать в концессию объекты МУП «Водоканал». ...

21.09.2009 Строительная отрасль: перспективы

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» отвечает генеральный директор некоммерческого партнерства ...